Сочинские отельеры готовы переплачивать

В Сочи самый высокооплачиваемый гостиничный персонал и одно-временно самый острый кадровый дефицит в России. С приближением Олимпиады-2014 ситуация будет усугубляться, опасаются отельеры
Новым отелям «Розы хутор» требуется квалифицированный персонал/ А.Губский/ Ведомости

Два с половиной года назад гостиничной отрасли страны не хватало, по данным Росстата, примерно 10 000 работников. В декабре 2012 г. Центр олимпийской карьеры провел исследование, согласно которому только для олимпийского Сочи сектору «Гостеприимство» понадобится дополнительно 13 500 человек – это 45% от потребности по всем отраслям в Сочи в 2013–2014 гг. Всего количество занятых в секторе «Гостеприимство» к началу Олимпиады составит 34 800 человек.

НЕ ХВАТАЕТ ЛЮДЕЙ

«Гостиничная сфера в России начала полноценно развиваться сравнительно недавно, около 15 лет назад, поэтому профессиональных генеральных менеджеров не так много, ощущается нехватка и линейного персонала. Это связано в том числе с недостатками образования», – говорит HR-координатор Carlson Rezidor (основной бренд в России – Radisson) по Восточной Европе Мария Сидоренко. В вузах традиционно большая часть учебного процесса посвящена теории, а практика краткосрочна и не всегда проходит по специальности, продолжает она, в результате большое количество студентов не знают, как применить свои теоретические знания. А у выпускников средних профессиональных заведений, по ее словам, недостаточны или отсутствуют узкоспециализированные знания.

«Это свойственно и многим странам Западной Европы: академическое образование существует само по себе, а бизнес – сам по себе. Государственные образовательные учреждения обычно готовят специалистов широкого профиля, большинство крупных сетей организуют внутренние корпоративные университеты», – добавляет гендиректор Accor Group в России и СНГ (основные бренды – Mercure, Pullman, Novotel, Ibis) Алексис Деларофф.

Дефицит квалифицированных кадров в России, по словам Сидоренко, велик во всех городах присутствия Rezidor (Сочи, Астрахань, Ярославль, Петрозаводск и др.) и только в Москве и Санкт-Петербурге ситуация более-менее стабильна. «Нехватка персонала по всей России такова, что к каждому новому резюме на сайтах по подбору персонала проявляют интерес от 5 до 10 работодателей. При этом квалификация соискателей такова, что для выбора сотрудника нужно провести собеседование как минимум с 3–5 претендентами», – говорит директор по управлению сетью отелей Heliopark Hotels & Resorts Евгений Бугровский.

Деларофф, учитывая демографию – низкую рождаемость в 1990-е, – не ожидает улучшения кадровой ситуации в ближайшие годы. «Особенно нас волнует, что на рынке труда все меньше молодежи, а 54% нашего персонала – это молодежь в возрасте до 34 лет, которая в основном обслуживает гостей; со старшим и средним менеджерским составом ситуация лучше, можно даже говорить о конкурсном отборе, а из 10 наших российских генеральных менеджеров девять выращены самой Accor», – рассказывает он.

ОЛИМПИЙСКИЕ УСЛОВИЯ

Номерной фонд Сочи к концу этого года за счет строительства и реконструкции достигнет примерно 42 000, на 1 марта фонд был, по данным городского управления по курортам и туризму, 26 733 номера в 372 средствах размещения. В городе будет в том числе свыше 20 гостиниц под управлением международных и российских операторов, сейчас на горнолыжном курорте «Роза хутор» работают Radisson и Park Inn by Radisson, Tulip Inn Rosa Khutor, Mercure, Heliopark Freestyle и апарт-отель Valset by Heliopark, в Имеретинской низменности открыт Radisson Blu.

Опрошенные «Ведомостями» отельеры уже сейчас сталкиваются при наборе персонала с незнакомыми ранее трудностями, особенно тяжело менеджерам гостиниц на «Розе хутор». Только 5–30% вакансий в них занимают сочинцы: городской рынок труда вообще мал, а дорога из Адлера до «Розы хутор» из-за пробок занимает 1,5–2 часа в один конец, это серьезный отрицательный фактор для сочинцев, рассказывают они. Остальных сотрудников собирают по всей стране с помощью рекламы, информации в социальных сетях, хедхантерских компаний, сарафанного радио, в других отелях своих сетей. Для сравнения: в расположенной в Имеретинке Radisson Blu (гостиница принадлежит компании «Отель девелопмент» Аббаса Алиева) свыше 60% персонала составляют сочинцы, говорит ее генеральный менеджер Томас Хагеманн.

Персоналу всех гостиниц предлагают уникальные для России условия: для приезжих сотрудников проживание (арендуются целые гостевые дома в Адлере и поселке Эсто-Садок) и для всех трансферты до места работы и обратно за счет работодателя. «Гостевой дом и трансферты сотрудников ежемесячным бременем попадают в расходную часть гостиницы. По совокупным суммам затрат мы, по сути, содержим еще одну гостиницу и транспортную компанию. В долгосрочной перспективе это неприемлемо», – рассказывает генеральный менеджер Tulip Inn Rosa Khutor Алексей Акиндинов. «Трансферт до места работы и жилье для 50 сотрудников обходится примерно 1,5 млн руб. в месяц», – говорит менеджер одной из гостиниц на «Розе хутор».

«Мы – первый 5-звездный гостиничный объект на Красной Поляне, из 2500 наших сотрудников примерно половина – сочинцы, остальные приехали буквально со всей страны, от Курил до Калининграда», – говорит Евгений Величко, замдиректора горно-туристического центра (ГТЦ) ОАО «Газпром» (включает 5-звездочный «Гранд-отель «Поляна», биатлонный и лыжный стадионы, трассы, подъемники). «Мы работаем с 2007 г. и с окончанием горнолыжного сезона не сокращаем сотрудников, летом их обучаем, тренируем и платим зарплаты. Но когда открываются объекты у моря, многие наши специалисты все равно уходят туда: не надо стоять в пробках по пути на работу, и в целом люди предпочитают работать на морском курорте, а не горнолыжном», – добавляет он.

Приезжие – основной кадровый ресурс для многих сочинских отелей. Почему люди едут из других городов, многие за тысячи километров? Все собеседники «Ведомостей» сходятся в оценке, что зарплаты линейного персонала в Сочи выше среднероссийских, сопоставимы и даже немного превышают Москву и Подмосковье – в среднем персонал в будущей олимпийской столице получает 20 000 руб. в месяц. Это минимум на 15% выше, чем в Сибири, говорит генеральный менеджер отелей Radisson на «Розе хутор» Харальд Бюркле. «Весьма мало гостиниц в России обеспечивают иногородних сотрудников жильем; например, москвич или житель другого города, работая здесь, может сдавать свою квартиру по месту жительства в аренду», – напоминает Акиндинов.

Важный аргумент в пользу переезда для сотрудника любого уровня – Олимпиада, утверждают сочинские отельеры: все хотят быть причастными к этому большому событию. А с учетом острого кадрового дефицита грамотный сотрудник, перебравшись в Сочи, имеет шансы на ускоренный карьерный рост. «Сеть Accor в России быстро растет, нам нужно много людей, начав официантом здесь и сейчас, можно через 8–9 лет стать генеральным менеджером», – говорит генеральный менеджер Mercure Оливер Кранц.

Собеседники «Ведомостей» уверены, что после Олимпиады ситуация разрядится: во-первых, часть средств размещения уйдет с рынка, переформатируется под жилье для продажи; во-вторых, в этом году РЖД достроит на Красную Поляну железную дорогу и путь до курорта будет занимать 20 минут; наконец, подешевеет аренда гостевых домов. Правда, зарплаты персонала вряд ли опустятся ниже теперешнего уровня, но искать и удерживать людей будет проще, говорят отельеры.

Возможности для роста

«Ведомости» пообщались с несколькими иногородними квалифицированными менеджерами – Сочи привлек их прежде всего климатом и возможностями для карьерного и профессионального роста. Наталья Михалева, начальник службы размещения Radisson Blu, приехала из Санкт-Петербурга, где в отеле под управлением Rezidor была замначальника службы размещения. «Я перешла из 4-звездного отеля в 5-звездный, который к тому же открывался – это очень интересный процесс, была возможность сформировать свою команду с нуля. Повлияла на мой выбор и предстоящая Олимпиада», – говорит Михалева. После Питера Сочи, по ее словам, кажется размеренным городом, но не скучным: «Позитивно настроенный человек всегда найдет, чем себя занять, – хотя бы велосипед, ролики, кино, встречи с друзьями, прогулки по набережной, в Питере особо не погуляешь».

Мария Рылова в родном Екатеринбурге была менеджером по управлению доходами «Park Inn Екатеринбург», в Сочи она переехала на эту же должность, но в двух гостиницах курорта «Роза хутор», которыми управляет Rezidor, поэтому зарплата существенно выросла. «Это уникальный опыт – открыть два отеля подряд. Получаешь намного больше знаний, чем в гостинице, где уже все отлажено. Вообще сочинский гостиничный рынок сейчас уникален, его не с чем сравнить. И огромный плюс Сочи – климат, я теплолюбивый человек и поэтому хотела уехать из Екатеринбурга», – рассказывает Рылова. К тому же опыт работы на новом рынке – серьезный плюс к резюме менеджера, отмечает она.

Николас ван Римздийк открывал рестораны в Лондоне, Вашингтоне и Нью-Дели, участвовал в открытии московских Hilton Leningradskaya и Courtyard by Marriott, казахстанской Marriott Aktau и др. Сейчас он шеф-повар Tulip Inn Rosa Khutor. «В Сочи приехал, потому что здесь серьезный и интересный проект. Я готовлю открытие еще трех гостиниц в Сочи, которыми будет управлять IFK Hotel Management, – работа включает подбор и дизайн оборудования, наем и обучение поваров, консультирование по финансовым вопросам ресторанного комплекса», – говорит ван Римздийк. Переездом он доволен: «Мой проект значительнее, чем можно найти в большинстве крупных городов, а живу я при этом за городом [в отеле на Красной Поляне] – летом бываю на побережье, оно фантастическое, зимой – сноуборд, рыбалка – в любое время года».

Все собеседники испытывают и неудобства олимпийского проекта. В Адлере, где живут Михалева и Рылова, бывают отключения света и воды. У последней дорога до места работы из-за пробок может занять 1,5–2 часа. Ван Римздийк говорит, что живет как на строительной площадке – шум, пыль, грязь.

Как закрывать вакансии

Radisson Blu («5 звезд», 508 номеров) открылась в конце января примерно с 250 сотрудниками, по мере наступления сезона на побережье их количество необходимо довести до 400–500, говорит Хагеманн. В Radisson и Park Inn by Radisson на «Розе хутор», по словам Бюркле, 320 сотрудников и 40–50 вакансий. «У нас вакансии во всех подразделениях: front office, бухгалтерия, отдел закупок, ресторан, горничные – нам необходимо нанять еще минимум 20 человек при штатном расписании примерно в 100 человек. Поиск персонала стал главной темой. Вот в Омске [ранее управлял отелем Ibis Sibir Omsk] достаточно было зайти на сайт rabota55 – и на следующее утро кандидаты были на месте», – рассказывает Кранц.

Всем этим сетям в 2013 г. предстоит открывать новые гостиницы в Сочи, кроме того, в город входит со своими брендами Interstate Hotels & Resorts (основные – Hilton, Marriott), строятся и реконструируются другие средства размещения.

«Мы давно ощущаем себя кузницей кадров – новым гостиницам проще нанимать уже обученный нами по самым высоким стандартам персонал. С каждым годом спрос на наших сотрудников растет, сейчас же в ГТЦ работают свыше 2500 человек – и годовая текучесть кадров по отдельным подразделениям составляет 50%. Когда стали строиться олимпийские объекты, от нас начали уходить электрики, инженеры, холодильщики, год назад начали открываться гостиницы на «Розе хутор» и забирать наших людей, в Radisson Blu в Имеретинке наши люди есть в каждом подразделении», – рассказывает Величко.

Генеральные менеджеры сетевых сочинских гостиниц признают, что у них работают специалисты из несетевых средств размещения, но специально их никто не переманивал, люди сами откликаются на информацию о вакансиях и рекламу. В трех сочинских Radisson трудятся менеджеры из «Поляны», «Родины», «Пик отеля», «Маринс отеля», Kempinski Gelendzhik, говорят Бюркле и Хагеманн.

Собеседники «Ведомостей» объясняют, что не нанимают линейный персонал путем повышения установившейся на сочинском рынке средней зарплаты, хотя квалифицированным специалистам иногда приходится платить больше. «Это только в исключительных случаях, иначе мы просто разрушим рынок», – говорит Бюркле. «Если начать такую ценовую гонку, то зарплаты необоснованно вырастут и нанять людей будет вообще невозможно», – соглашается Кранц.

Всем этим сетям в 2013 г. предстоит открывать новые гостинцы в Сочи, кроме того, в город войдет со своими брендами Interstate Hotels & Resorts (основные – Hilton, Marriott), строятся и реконструируются другие средства размещения.

«Мы давно ощущаем себя кузницей кадров - новым гостиницам проще нанимать уже обученный нами по самым высоким стандартам персонал. С каждым годом спрос на наших сотрудников растет, сейчас же в ГТЦ работают свыше 2500 человек – и годовая текучка кадров по отдельным подразделениям составляет 50%. Когда стали строиться олимпийские объекты, от нас начали уходить электрики, инженеры, холодильщики, год назад начали открываться гостинцы на «Розе хутор» и забирать наших людей, в Radisson Blu в Имеретинке наши люди есть в каждом подразделении», - рассказывает Величко.

Генеральные менеджеры сетевых сочинских гостиниц признают, что у них работают специалисты из несетевых средств размещения, но специально их никто не переманивал, люди сами откликаются на информацию о вакансиях и рекламу. В трех сочинских Radisson трудятся менеджеры из «Поляны», «Родины», «Пик отеля», «Маринс отеля», Kempinski Gelendzhik, говорят Бюркле и Хагеманн.

Собеседники «Ведомостей» объясняют, что не нанимают линейный персонал путем повышения установившейся на сочинском рынке средней зарплаты, хотя квалифицированным специалистам иногда приходится платить больше. «Это только в исключительных случаях, иначе мы просто разрушим рынок», – говорит Бюркле. «Если начать такую ценовую гонку, то зарплаты необоснованно вырастут и нанять людей будет вообще невозможно», – соглашается Кранц.

Бугровский из Heliopark опасается, что ближе к Олимпиаде (пройдет 7–23 февраля 2014 г.) зарплаты персонала, и так самые высокие в России, будут расти. «В октябре-ноябре должны вступить в эксплуатацию новые отели и апарт-отели, которые создадут более 10 000 рабочих мест практически одновременно, и это без учета всевозможных гостевых домов, мини-отелей, вилл, коттеджей и пр. Мы предполагаем, что новые отели будут переманивать сотрудников. Наш большой плюс, что уже есть опыт в обслуживании гостей во время зимних тестовых соревнований и сложившаяся команда, которой предоставлены хорошие условия и перспективы роства». «Хочется верить, наши сотрудники осознают, что сама Олимпиада — это всего три недели, после которых многие отели закроются или перепрофилируются, мы же изначально ориентируем наших работников на долгосрочную перспективу и уверены, что они предпочтут атмосферу и преимущества нашей сети», – говорит Акиндинов из Tulip Inn.

«Думаю, что накануне Игр новые гостиницы пойдут на увеличение зарплат, лишь бы только нанять людей», – говорит Величко. – Не факт, правда, что наймут надолго или не урежут потом зарплаты. Мы как-то на совещании в Оргкомитете-2014 предлагали всем гостиницам заключить некое соглашение о непереманивании сотрудников, мы ведь тоже олимпийский объект! Но пока оно кануло в лету». «Мы общаемся с генеральными менеджерами, все согласны, что надо быть осторожными и не нанять слишком много людей со слишком высокими зарплатами, – ведь отели должны приносить прибыль и после Олимпиады», – согласен Хагеманн.

Генеральные менеджеры гостиниц на «Розе хутор» (все принадлежат одноименной компании, являются ее обособленными подразделениями) договорились не приглашать на работу сотрудников друг друга, а если человек сам решил перейти, не принимать его без согласования с предыдущим руководителем.