"Роснефть" и "Транснефть" договорились о финансировании нефтепровода в Китай

Новую трубу строить не будут, прокачку увеличат за счет модернизации, причем расходы "Транснефти" покроет спецтариф
РИА Новости

"Роснефть" и "Транснефть" подписали соглашение об условиях расширения нефтепровода Сковородино-Мохэ, по которому поставляется нефть в Китай. Об этом сообщил "Прайм" со ссылкой на информированный источник. Финансироваться расширение отвода от трубопровода "Восточная Сибирь - Тихий океан" (ВСТО) на Китай будет за счет спецтарифа, утверждает он. Строительство новой трубы не предполагается - объемы прокачки увеличат за счет модернизации одной нефтеперекачивающей станции. Как сказал источник "Прайма" в Минэнерго, расходы трубопроводной компании в части расширения пропускной способности на участке Сковородино-Мохэ покроет специальный инвестиционный тариф.

Позже компании опубликовали официальный релиз. "Соглашения заключены на взаимовыгодных условиях и принципах софинансирования", - отмечается в нем. "Пропускная способность нефтепровода Сковородино-Мохэ составит 20 млн т в год с 1 января 2015 г. и 30 млн т в год с 1 января 2018 г. Таким образом, дополнительный к существующему объем прокачки по данному направлению в Китай с 2018 по 2037 год составит 15 млн т в год", - говорится в сообщении.

Финансирование расширения отвода в Китай стало предметом спора "Роснефти" и "Транснефти" после того, как в марте 2013 г. "Роснефть" подписала соглашение с китайской CNPC об увеличении поставок с 15 млн до 31 млн т в год. В мае Минэнерго оценило затраты на расширение мощностей ВСТО и "Сковородино-Мохэ" в 47,2 млрд руб. и предложило финансировать проект за счет долгосрочного тарифа на транспортировку нефти "Роснефти" на период, необходимый для строительства. Президент "Транснефти" Николай Токарев в мае заявил, что компания не станет тратить на это собственные средства, и предложил предусмотреть для "Роснефти" повышенный тариф.

Тогда же президент "Роснефти" Игорь Сечин сказал, что и его компания не готова самостоятельно финансировать расширение ВСТО. "Это не наша задача. Наша задача оплатить транспорт и смотреть, чтобы тарифы были экономически оправданными. Задача "Транснефти" обеспечить прокачку и получить при этом рентабельность нормальную", - сказал тогда он. У "Транснефти" единственный источник доходов - тариф, поэтому новые внеплановые инвестпрограммы [если "Роснефть" откажется финансировать расширение трубопроводов] неизбежно приведут к увеличению тарифов, возразил Сечину представитель "Транснефти" Игорь Демин.

В сентябре совет директоров "Транснефти" принял инвестпрограмму на 2014-2018 гг. объемом в 500 млрд руб. с учетом "китайского проекта "Роснефти", как объяснил Демин. Инвестиции в расширение ВСТО для обеспечения увеличенных поставок нефти в Китай оцениваются в 74 млрд руб., в расширение ВСТО на участке "Тайшет-Сковородино" до 58 млн т в год - в 10 млрд руб.