Бизнес
Бесплатный
Наталья Ищенко

X5 запустила кассы самообслуживания

В перспективе это может увеличить оборот, ускорить трафик и расширить торговую площадь магазинов с такими терминалами
Д.Абрамов / Ведомости

Х5 Retail Group начала внедрение касс самообслуживания. Первые кассы были запущены в двух московских магазинах - супермаркете «Перекресток» и гипермаркете «Карусель». Х5 устанавливает кассы самообслуживания компании NCR, специализирующейся на производстве и поставке банкоматов и стационарных сканеров. Сейчас в «Перекрестке» через новые кассы проходит около 14-15% транзакций ежедневно спустя 10 дней с начала тестирования. «Мировая практика - это 25-30%, там, где это работает нормально. Если мы за 10 дней добились 15%, это показывает потенциал», - сказал гендиректор сети «Перекресток» Януш Лелля.

Один магазин «Перекресток» обслуживает в среднем около 4000 покупателей в день. По словам Лелля, пока Х5 не планирует оснащать такими кассами все свои супермаркеты: в полноформатных магазинах (1500-2000 кв. м) самообслуживание должно быть как дополнительный сервис. «У нас есть более компактные магазины, не думаю, чтобы мы планировали открытие касс самообслуживания в таких магазинах», - сказал Лелля.

Кассы самообслуживания позволяют сократить затраты на содержание кассиров, решить проблему нехватки кассиров, сократить потери, увеличить товарооборот за счет снижения очередей в пиковые часы, расширить «полезную» площадь магазина, считают в Х5. По словам Лелля, пока неясно, как будет отличаться средний чек в таких кассах, но в компании ждут от них большего трафика. «Тестирование несколько месяцев, после этого мы будем принимать решение, в каких магазинах (новых и реконструируемых) мы будем устанавливать такие кассы», - сказал он, отказавшись называть инвестиции в установку терминалов самообслуживания.

Петербургский ритейлер «Лэнд», этой осенью также объявивший о планах оборудовать магазины кассами самообслуживания, оценивал инвестиции в покупку и установку кассы NCR SelfServ Checkout полного цикла в 1,3 млн руб. (втрое дороже обычной), окупаемость - около года. При этом, как планирует ритейлер, такие кассы позволят увеличить пропускную способность магазина на 2-4%, снизить издержки на персонал и сократить время оплаты на 30-50%, а покупательский поток увеличить на 5%.

Пока российские ритейлеры запускали лишь единичные проекты: в пяти гипермаркетах, принадлежащих компании «Ашан», в нескольких магазинах ритейлера «Магнолия» в Москве.

Кругом конкуренты

В начале 2013 г. Х5, больше года боровшаяся со снижением трафика, уступила лидерство по выручке краснодарскому ритейлеру «Магнит». В октябре менеджмент Х5 объявил о программе восстановления роста бизнеса: ритейлер будет обновлять все три вида магазинов - гипермаркеты «Карусель», дискаунтеры «Пятерочка» и супермаркеты «Перекресток». Во всех трех форматах обновятся торговые залы, оборудование, изменится ассортимент, появится больше свежей продукции, улучшится сервис.

«Супермаркет имеет самую сложную ситуацию на рынке, потому что мы конкурируем со всеми, - говорит Януш Лелля. - Для нас любой магазин - другое место покупки. Поэтому мы должны в супермаркете создать атмосферу, чтобы человек, несмотря на то что ему удобно купить что-то рядом с домом, приехал к нам. А с другой стороны - чтобы ему не нужно было ехать час на машине в торговый центр».

Программа менеджмента Х5 предполагает перестройку логистики группы: компания хочет выстроить две цепочки поставок - одну для дискаунтеров и вторую для супер- и гипермаркетов. Окончательно новая стратегия логистики будет утверждена в 2014 г., говорит Лелля. Для «Перекрестков» новая цепочка поставок заработает во второй половине 2014 г. «Я планирую иметь стратегию развития цепочки поставок до второй половины (2014) года, чтобы с III квартала начать ее реализовывать и чтобы она реально сработала уже под новый высокий сезон», - сказал Лелля. Новая схема доставки должна повысить ее скорость и доступность товаров на полке. "Я смотрю на эти проекты как на дополнительный оборот, дополнительную прибыль, благодаря этому мы сможем финансировать все эти проекты в масштабе компании «Перекресток», - сказал гендиректор формата.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать