Путин предложил взимать российские налоги с офшорных компаний

Налог в 15% с дивидендов и 20% с процентов грозит компаниям, оптимизирующим налогообложение через низконалоговые юрисдикции
Владимир Путин/ Михаил Метцель/ РИА Новости

Путин недоволен тем, что политика деофшоризации, о которой он говорил еще в прошлогоднем послании, пока приносит слабый результат. Иностранным правом пользуются даже госкомпании. Крупнейшая сделка - покупка ТНК-BP “Роснефтью” - прошла в иностранной юрисдикции, хотя и покупатель, и продавец - российские граждане, привел он пример. Президент “Роснефти” Игорь Сечин тут же отреагировал: "Перед правительством встанет вопрос о необходимости выхода из этих соглашений с офшорами" (его слова по “Интерфаксу”). "Роснефть" владеет «ТНК-ВР холдингом» через сеть офшоров.

Материнские структуры на Кипре и в Люксембурге зарегистрированы у ТКС-банка, “Роснефтьбункера”, НМТП, Globalports, супермаркета "О'кей". У “Мегафона” на Кипре 100%-ная «дочка», владеющая 7,57% материнской структуры. Причина не только в налогах, прописка в иностранной юрисдикции нужна была для размещения на Лондонской бирже, объяснял представитель "О'кей".

Эффект от деофшоризации

Деофшоризация экономики принесет в бюджет десятки миллиардов рублей, заявил министр финансов России Антон Силуанов. Инициативы, озвученные президентом в послании Федеральному собранию, позволят сохранить значительные ресурсы, которые ранее оседали в офшорах, в России.

Компании с российскими активами, зарегистрированные в иностранной юрисдикции, должны платить налоги по российским законам и в российский бюджет, заявил в послании Федеральному собранию президент Владимир Путин (по www.kremlin.ru). Нужно продумать систему, как эти деньги изъять, призвал он правительство. По словам Путина, половина из $50 млрд российских инвестиций пришла из офшоров.

Такие компании не смогут рассчитывать на помощь государства - доступ к кредитам ВЭБа и госгарантиям для них будет закрыт. "Хочешь пользоваться льготами - регистрируйся в российской юрисдикции", - сказал президент.

Путин требует бороться и с офшорами, и с "полуофшорами". Через такие "полуофшоры" (страны с низкими налогами, с которыми заключены соглашения об избежании двойного налогообложения) российские компании выводят деньги с минимальными налоговыми издержками. Используются разные схемы, одна из наиболее распространенных - кредитная: офшорная компания дает заем, например, кипрской, а та - российской. Проценты, выплачиваемые из России на Кипр, освобождены по соглашению от налогов. С дивидендов же удерживается налог в 5%. Затем деньги уходят в офшор. Если призывы Путина реализуют, компании будут платить налог в 15% с дивидендов и 20% - с процентов, говорит партнер Paragon Advice Group Александр Захаров.

«Дочки» многих государственных и частных компаний зарегистрированы в низконалоговых юрисдикциях, с которыми заключены соглашения об избежании двойного налогообложения (например, в Люксембурге, Нидерландах, на Кипре). В случае разрыва соглашений им придется платить со своей прибыли налоги дважды - в обеих странах.

Разрывать соглашения не имеет смысла, замечает Захаров: в них и так написано, что если компания-акционер - фиктивная прослойка, за которой стоит российский бенефициар, то льготы не применяются. Изменение само по себе не пополнит бюджет: нужно еще доказать в суде, что бенефициар - россиянин, отмечает Захаров, а это непросто.

Минфин давно готовит законопроекты, которые позволят решениям Путина заработать. Например, президент уже подписал поправки в Налоговый кодекс, обязывающие иностранных инвесторов раскрывать бенефициаров, иначе со всех выплат будет удержан штрафной налог в 30%. Также Минфин готовит законопроект о российском резидентстве юридических лиц: он позволит облагать налогами доходы компании, которая формально зарегистрирована за рубежом, но чьи органы управления фактически находятся в России.

Все предприятия Evraz (зарегистрирована в Люксембурге), расположенные в России, являются ее резидентами и платят налоги на территории России согласно Налоговому кодексу, заявил представитель компании.

Представитель UC Rusal на вопрос, намерена ли компания в связи с заявлением Владимира Путина перерегистрировать головную компанию в Россию, ответил, что "все предприятия UC Rusal, являющиеся центрами прибыли, зарегистрированы в России и платят налоги в России в соответствии с Налоговым кодексом". "Владение российскими активами также осуществляется через российский холдинг. Что касается компании, зарегистрированной на Джерси, то ее наличие связано с требованиями гонконгской биржи, где торгуются акции компании. При этом она не является центром операционной прибыли", - отметил он.

Практически все российские госкомпании проводят сделки по иностранному праву, в том числе Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ). Это требование инвесторов, которые еще не готовы доверять российской юрисдикции, объясняет управляющий директор фонда - соинвестора РФПИ: "Правила здесь непрозрачны и очень плохая защита активов".