Где жить во время Олимпиады, если все отели заняты

Спецкор Пятницы изучал частный сектор Сочи за пятьдесят с лишним дней до Игр
Эта 13-метровая комната в деревянном доме на период Игр сдается за 85 тысяч рублей/ Максим Стулов/ Ведомости

«Если сейчас надо, за 1,5 тысячи рублей могу сдать. А на Олимпиаду - ты че, какие полторы! Там тысяч семь-восемь в сутки будет»

До Олимпиады остается меньше двух месяцев, а в Сочи уже заняты все гостиницы. Где жить болельщикам - непонятно. На сочинских форумах и в блогах висят устрашающие сообщения о том, что цены на жилье выросли непомерно, хозяева квартир сошли с ума и даже гаражи сдают на февраль по тысяче долларов в сутки.

Я решил проверить эти слухи. Отправился в курортное бюро «Большой Сочи», аккредитованное администрацией города по требованию Оргкомитета «Сочи-2014». Молодой директор Валерий Сычев задумчиво раскладывал на блюде хурму и рассказывал, что творится на рынке жилья. По его словам, все крупные гостиницы в Сочи - от Адлера до Лазаревского - сразу забрал под себя Оргкомитет. Его представители сами договариваются с отелями и бронируют номера: там будут жить ино­странные делегации, представители национальных олимпийских комитетов, обслуживающий персонал. Обычному зрителю поселиться в отеле невозможно, разве что по блату. Остается искать жилье в частном секторе, куда входят небольшие гостиницы, апартаменты, квартиры. Как раз в этом любителям спорта должен помочь «Большой Сочи». Но это только на словах.

- Мы прочесывали все побережье, давали объявления, чтобы найти владельцев жилья, но толку мало. Труднее всего с квартирами. Хозяева, я так понимаю, ориентируются на цены Ванкувера: выставляют за однушку пятьсот долларов в сутки! Я как психотерапевт с ними работал. Говорю: «Если будете работать с нами, оплата придет по безналу, вам надо счет открыть». Они сразу пугаются: «Как счет? Это же целая история». Потом я уговариваю снизить с пятнадцати тысяч до трех-пяти в сутки, иначе же, говорю, к вам не приедет никто. И потом, еще же уборку надо включить в эти деньги. Они: «Как, еще и убирать надо?!» Я говорю: представьте, надо, а потом еще и подоходный налог платить. «Нет, ну так невозможно!» - и все, срываются.

С частными гостиницами, продолжал Сычев, примерно та же история: они хотят зарабатывать много и сразу. А делиться не хотят, хотя «Большой Сочи» берет за услуги не больше 10%.

- Сейчас, правда, легче, - заметил директор, - время уходит, владельцы сами к нам начинают обращаться, видят, что рынок большой. Тем более в ноябре произошел переворот: Оргкомитет отказался от части забронированных мест. Не знаю, зачем они им были нужны, может, подстраховаться хотели. По моим данным, только в санаториях освободилось 4 тысячи мест. Конечно, для них это плохо: куда теперь девать такой номерной фонд? И они сейчас пошли к нам.

- А как обстоит дело с регистрацией? - спросил я. - Ведь Путин подписал специальный указ. Хозяева квартир и апартаментов готовы идти в ФМС и регистрировать жильцов?

- Да никто не знает, как с этим быть, - сознался Сычев. - Некоторые хозяева уже звонили в ФМС, спрашивали, что делать, а те им отвечают: «Отстаньте, мы сами ничего не понимаем». Вот так.

Розовое одеяло

Попрощавшись с директором, я подробно изучил сайт «Большого Сочи». Позвонил на горячую линию:

- Хозяюшка, вот у вас однокомнатная квартира на улице Карла Либкнехта. Нельзя ли на период Олимпиады забронировать?

- Какая на Либкнехта, у нас их две? Та, что на фото с розовым одеялом?

- Да, что с одеялом.

- Я перезвоню.

Перезванивает через полчаса:

- Знаете, мы никак не можем собственника найти. Где-то он прячется. Может, другие варианты? Есть однокомнатная возле железнодорожного моста.

- Превосходно!

- Семь тысяч в сутки они хотят. На время Олимпиады получается около 120 тысяч рублей.

- Это чересчур.

- Я перезвоню.

Перезванивает:

- Есть в центре два варианта: около вокзала и на улице Роз. По 5 тысяч в сутки.

- Посмотреть можно?

- Вы знаете, хозяин сказал, только через месяц - там сейчас люди живут. Хотите двухкомнатную в Адлере? Я перезвоню.

Я отключил телефон.

Конюшня древних греков

Следующим пунктом был сочинский вокзал, где стоит будка «Размещение и экскурсии». Синий щит с желтыми буквами гласил: в наличии комнаты для рабочих по 250 рублей, частный сектор - от 400 рублей и коттеджи - от 1,5 тысячи рублей в сутки. Я заглянул в будку и сказал менеджеру Ольге, что хочу поселиться на время Олимпиады в комнате для рабочих.

- Для рабочих? - испуганно переспросила женщина. - Там же кровати двухъярусные. Это вообще барак!

- Ну и что, - настаивал я. - Зато 250 рублей.

Сговорились на том, что Ольга отведет меня в хорошую квартиру рядом с вокзалом: хозяин готов сдать ее за смешные деньги.

Квартира и правда оказалась недалеко. Собственно, это была даже не квартира, а деревянный дом, бог знает как уцелевший между гигантскими новостройками.

Хозяин дома оказался пожилым охранником по имени Виктор. За смешные 5 тысяч рублей в сутки Виктор был готов сдать мне комнату в 13 квадратных метров, из них 3 квадратных метра - выгородка с душем и унитазом. В комнате также имелись диван и раскладное кресло.

- Вам же только переспать, - убеждал Виктор, - а для этого тут все необходимое. Газ, вода, микроволновка. Коммунальные услуги можно не платить: дом уже два года как с баланса города сняли. Сносить собираются, да никак не снесут.

Не заметив во мне огня, Виктор добавил, что дом представляет историческую ценность, так как ему сто лет, и в начале прошлого века тут, где стоит диван, размещалась конюшня богатых греков. Я обещал подумать.

В газете бесплатных объявлений была масса квартир. После нескольких звонков выяснилось, что большинство предложений ведет в одно и то же агентство «Селимс». Я поехал туда.

- Мне нужен теплый жилой гараж на февраль, - объяснил я агенту Наталье. - У вас он значится в объявлениях. И фото мне нравится: настоящий коттедж на две семьи.

Наталья была не против. Она только попросила 4 тысячи рублей. За эти деньги мне вручат логин и пароль от базы собственников по всему Сочи. И я могу искать там любой гараж, какой вздумается. А за 12 тысяч рублей в день мне дадут водителя, чтобы тот возил меня по квартирам.

- Мне не нужна база, - попытался отбиться я. - Мне только вот этот гараж...

- Платите деньги, и я сама позвоню туда, прямо сейчас, - перебила Наталья.

Расстались мы холодно.

Три таксиста

Впрочем, если вам действительно позарез нужно жилье, то самое лучшее - это обратиться к таксистам. Они могут все.

Первый был Эдуард Иванович, родом из Абхазии. Рассказывал, что ходит на курсы английского при своем таксопарке, иначе не дадут аккредитацию на Олимпиаду, и что он уже выучил слово «хелло». Эдуард пообещал мне устроить роскошную комнату за 500 рублей в сутки. Начал куда-то звонить, кричал: «Хелло, аджан! Это Эдик! Что с комнатой?» Позвонил в одно место, потом в другое, но везде оказалось занято. «Через неделю найду!» - пообещал он.

Второго таксиста я отыскал у вокзала. Просто подошел к машине и спросил, как найти жилье на время Игр? Водитель Лева сказал: «Есть гостиница». Мы поехали куда-то вверх и минут через двадцать оказались возле старого трехэтажного дома, увитого виноградом. Внутри здание напоминало музей, из которого только что вынесли чучело лисы и диораму «История партизанского движения»: пыль, потертый паркет, большие залы, оклеенные леопардовыми обоями. В залах стояли огромные двуспальные кровати, имелись душевые кабины. Кухня - общая на три этажа.

Хозяин гостиницы посмотрел на меня, почесывая живот.

- На Олимпиаду? Сейчас договариваться нет смысла. Мы не знаем, какие цены будут.

Я глянул на Леву, который даже не сконфузился. «Я думал, тебе сейчас надо жить», - проговорил он.

- Дней за десять до Олимпиады звони, - продолжал хозяин. - Если сейчас надо, за 1,5 тысячи рублей могу сдать. А на Олимпиаду - ты че, какие полторы! Там тысяч семь-восемь в сутки будет...

Самый ценный совет дал мне третий таксист, по имени Алексей.

- Первым делом найди нормальных хозяев и квартиру, которая тебе понравится, - учил он. - Сейчас за 15 тысяч в месяц однушку запросто найти можно. Заключаешь договор с хозяевами - на несколько месяцев или на полгода. А дальше: хочешь - живи, хочешь - не живи. Главное, что в феврале хозяева цену поднять не смогут: договор есть договор. И торопись, потому что эту фишку уже многие просекли.

Ковчег будущего

Среди бесплатных объявлений я обнаружил призыв: «Ищу единомышленников по исследованиям времени, строительству устройств и разработке новых источников энергии». Конечно же, я позвонил. Мой собеседник, Олег Викторович, оказался президентом и единственным членом научно-технического общества по созданию ковчегов и телепортационных установок.

- Да, мне нужны единомышленники, - подтвердил он, - чтобы вместе с ними создавать приборы, позволяющие управлять временем и пространством.

- А пространством управлять - это как?

- Создавать, грубо говоря, из пустоты необходимые людям предметы, товары.

- И дома? - обрадовался я. - Я как раз ищу жилье!

- Разумеется, и дома тоже.

Олег Викторович с горечью признался, что ищет соратников уже третий год. Но все без толку: никто не хочет добывать предметы из пустоты.

- Но почему? - спросил я.

- Потому что люди не хотят трудиться, - ответил изобретатель. - Они хотят просто жить, и все. Ходить на работу, жрать и спать. Будущее их не интересует.

В феврале я поселюсь у Олега Викто­ровича.