Акции «Камаза», принадлежавшие "Тройке Диалог", могут быть проданы «Ростеху», ВЭБу или РФПИ

Ранее главным претендентом на этот пакет назывался немецкий Daimler
Е.Разумный для Ведомостей

Пакет акций «Камаза», ранее принадлежавший «Тройке Диалог», а теперь - консорциуму инвесторов под управлением Рубена Варданяна, может выкупить «Ростех» (сейчас у него 49,9%), ВЭБ или РФПИ, сказал гендиректор «Ростеха» Сергей Чемезов. «У нас как раз акции «Тройки» находятся на офшоре. Мы предложили, чтобы либо ВЭБ, либо РФПИ, либо мы, если нам деньги дадут, выкупили эти акции», - сказал он (цитата по «Интерфаксу»), не раскрыв подробностей.

Ранее гендиректор «Камаза» Сергей Когогин говорил, что в рамках деофшоризации, на которой настаивает президент Владимир Путин, часть зарубежных акционеров «Камаза» планируют сменить юрисдикцию.

В прошлом году Чемезов говорил, что переговоры о покупке акций, ранее принадлежавших «Тройке» (в общей сложности 27,3%, находящихся у кипрских Avtoinvest Limited и Decodelement Services Limited), идут с немецким Daimler, у которого 11% «Камаза» (и еще 4% - в совместном управлении с ЕБРР). Управляющий директор «Ростеха» по инвестициям Сергей Скворцов летом 2013 г. пояснял «Ведомостям», что консорциум инвесторов рассчитывает продать акции «Камаза» немецкому автоконцерну до конца 2013 г.

В ноябре стало известно, что доля кипрской Avtoinvest Limited в «Камазе» снизилась с 24,53% до 20,81%. Это техническая сделка перед предполагаемой продажей акций «Камаза» немецкому автоконцерну, пояснил тогда «Ведомостям» источник, близкий к акционерам. Кто выступил покупателем, он не уточнил, но заметил, что это не Daimler и не «Ростех». Принципиальные договоренности с Daimler пока не достигнуты, добавлял он.

Ранее сообщалось, что госкорпорация не планирует увеличивать свою долю в «Камазе». Изначально было решено, что госкорпорация не будет стремиться получить контрольный пакет, пояснял Скворцов. Возможно, сейчас изменился политический вектор и государство решило увеличить пакет в «Камазе», чтобы комфортно себя чувствовать в планируемом совместном предприятии «Камаза» с белорусским МАЗом (в СП планируется внести госпакеты обоих предприятий), рассуждает аналитик ИФК «Метрополь» Андрей Рожков. Заявление также может быть связано с желанием российской стороны ускорить переговоры с Daimler об увеличении его доли в «Камазе», добавляет он.

Получить комментарий Daimler пока не удалось. Представители ВЭБа и РФПИ воздержались от комментариев.

Сегодня на Московской бирже на 18.56 мск обыкновенные акции «Камаза» (привилегированные не торгуются) подорожали на 6,3% до 54,29 руб. за штуку, капитализация составила 38,4 млрд руб. (индекс ММВБ подрос на 0,62%).

Выручка «Камаза» в 2014 г. по МСФО планируется на уровне 120 млрд руб., общие продажи - 43 500 грузовиков и машинокомплектов, передали слова Когогина информагентства. Аналогичные результаты компания прогнозировала и по итогам 2013 г. (окончательные данные еще не известны).

Российский рынок тяжелых грузовиков в 2013 г. сократился на 15% до 117 000 шт., и в этом году, скорее всего, сохранит свою емкость, замечает исполнительный директор «Автостата» Сергей Удалов. Продажи в стране и так сильно упали, чтобы продолжилось их сокращение, соглашается аналитик «ВТБ капитала» Владимир Беспалов. Для сравнения: российский рынок легковых автомобилей и LCV, по данным АЕБ, в 2013 г. снизились на 5%.

По оценке Беспалова, выручка «Камаза» в 2014 г. по МСФО может вырасти на 5%. Предприятие обновляет и расширяет модельный ряд, в том числе за счет магистральных тягачей с кабиной Daimler, выходит в более высокие ценовые ниши, поясняет он. Продажи «Камаза» на домашнем рынке будет поддерживать снижение импорта дешевых китайских грузовиков, который произошел после усиления контроля над их сертификацией (они зачастую ввозились в страну под видом Евро-4, но соответствовали Евро-2), добавляет Удалов. При этом у «Камаза» есть возможность увеличить экспорт за счет своего основного зарубежного рынка - казахстанского, который продолжает расти, добавляет он. Росту российского рынка тяжелых грузовиков в 2014 г. мешает замедление роста экономики страны, отсутствие новых крупных инфраструктурных проектов, а эффект от строительства объектов для проведения в России Чемпионата мира по футболу, например, проявится позже, замечает эксперт.