Бизнес
Бесплатный
Анджли Равал

Рост экспорта дизеля из России бьет по европейским НПЗ

Модернизация российской нефтепереработки привела к росту поставок высококачественного топлива в Европу, где оно стало вытеснять местную продукцию
Akos Stiller/Bloomberg

Рост экспорта нефтепродуктов из России, в том числе высококачественного дизельного топлива, привел к избытку предложения на европейском рынке. Из-за этого европейские НПЗ вынуждены сокращать собственное производство или даже закрываться, что угрожает потерей рабочих мест в Европе.

Модернизация российских НПЗ в последние годы стала приносить свои плоды. В 2013 г. Россия стала основным производителем и экспортером дизельного топлива с ультранизким содержанием серы (ULSD), которое традиционно используется для заправки автомобилей в Европе. Его производство составило примерно 500 000 баррелей в день, что вдвое превышает уровень 2012 г., согласно данным Energy Aspects. Кроме того, ожидается, что к 2016 г. оно достигнет 1,1 млн баррелей в день. При этом большая часть ULSD экспортируется.

Избыток импортного дизельного топлива из России в совокупности с падением спроса негативно сказывается на прибыли европейских НПЗ. Шесть лет назад их норма прибыли составляла около $10 за баррель, по данным JBC Energy. Но теперь у некоторых нефтепереработчиков даже отрицательная рентабельность. В Европе структурно не хватает дизельного топлива, поэтому в течение долгого времени эффективность этого направления у местных НПЗ была фактически гарантирована, отмечает Роберт Кэмпбэлл из Energy Aspects: «Но теперь предложение высококачественного ULSD существенно увеличилось, как мазута и бензина, с которыми у них уже были сложности».

Исторически европейские НПЗ не конкурировали с российскими. Даже когда увеличивались поставки топлива из США, Ближнего Востока и Азии, они сохраняли прибыльность, импортируя и перерабатывая российскую нефть. Однако Россия стала поставлять в Европу дизельное топливо более высокого качества, соответствующее европейским требованиям. В результате с 2008 г. по 2013 г. объем нефтепереработки в Европе снизился на 8% и число прямых и косвенных потерь рабочих мест составило 50 000, свидетельствуют данные FuelsEurope. А новые производственные мощности в Азии и на Ближнем Востоке только усиливают конкуренцию и давление на европейские НПЗ.

Ференц Хорват, член правления венгерской MOL, предупреждает, что без рационализации мощностей европейский нефтеперерабатывающий сектор продолжит испытывать проблемы, особенно учитывая увеличение импорта из России, США и новых НПЗ на Ближнем Востоке. MOL уже закрыла НПЗ на севере Италии мощностью 55 000 баррелей в день и может закрыть еще два завода в Хорватии. Итальянская Eni и испанская Compania Espanola de Petroleos тоже были вынуждены закрыть некоторые НПЗ в прошлом году. «Падение местного спроса вместе с избыточными мощностями взяли свое, в то время как объем нефтепереработки в Европе прошлым летом достиг минимального уровня за 32 года», - отмечает Хорват.

Из-за высоких цен на нефть (около $110 за баррель) и низкой рентабельности производства дизельного топлива может закрыться еще больше НПЗ в Европе. Также ожидается, что с июня по август поставки сырой нефти на местные НПЗ сократятся на 9% до 11,5 млн баррелей в день, согласно JBC Energy. Вместе с ростом импорта дизельного топлива из России сокращается импорт сырой нефти.

Более низкие пошлины на экспорт дизельного топлива по сравнению с бензином приведут к тому, что его производство и экспорт в России увеличатся. Поэтому доля российского дизельного топлива на европейском рынке только вырастет, полагает аналитик JBC Energy Александр Пегль.

Перевел Алексей Невельский

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать
Читать ещё
Preloader more