Алексей Рожков: Зачем России Formula 1

Смогут ли окупиться затраты на строительство олимпийских объектов и трассы в Сочи?

Прилетев на прошлой неделе в Сочи, я почувствовал почти тот же ажиотаж, что и в феврале на Олимпиаде. Эти горящие глаза южных таксистов в аэропорту, цены выше московских в кафе и ресторанах, огромные очереди к нехитрым аттракционам у трассы Formula 1 - все это я уже видел. Только было заметно теплее, чем зимой.

Но увиденное мною на трассе, в боксах, паддоке - от лучших гонщиков мира до работы инженеров и механиков в гараже и Берни Экклстоуна во главе всего этого действа - зрелище, спору нет, очень сильное. У журналистов, vip-болельщиков и многочисленных партнеров Formula 1 была возможность увидеть все это вживую. Большинство же тех, кто приехал в Сочи на выходные, этого позволить себе не могли: доступ в vip-ложи очень дорог. Еще во время Олимпиады за бокал пива и чашку кофе в аэропорту приходилось отдавать 850 руб.

Загрузка города-курорта, на строительство которого потрачены миллиарды долларов, после Игр должна была стать одним из главных приоритетов краевых и федеральных властей. Пока же, спустя восемь месяцев после Олимпиады, я не увидел признаков того, что город ожил и ломится от туристов. Отличная иллюстрация к этому: в новом парке аттракционов (15-20 минут пешком от олимпийского парка) ездят пустые тележки «американских горок». Конечно, кризис и стагнация в экономике не лучшие помощники в туристическом бизнесе, но космические цены на авиабилеты в этот уикенд назвать ими тоже язык не поворачивается. Когда мы с коллегами попросили Экклстоуна сравнить доходы его компании Formula One Management от российского этапа с показателями других Гран-при, промоутер ответил, что цифры сравнимы с некоторыми европейскими этапами.

Но заработают ли на сочинском шоу российские организаторы, потратившие на строительство трассы более 11 млрд руб.? Пока оно, конечно, убыточно. Как рассказывал «Ведомостям» промоутер российского Гран-при Сергей Воробьев, операционные расходы должны быть полностью покрыты по итогам двух Гран-при, срок окупаемости строительства трассы и лицензионных платежей значительно больше.

Официальная статистика организаторов впечатляет: «Сочи автодром» за три дня гоночного уикенда посетило 166 000 человек. Довольно большая часть этих людей застряла в воскресенье вечером в сочинском аэропорту на несколько часов из-за вылета самолета с Владимиром Путиным и других vip-бортов. Вот так и начинается российская история Formula 1, которую в Советский Союз хотел привезти еще генсек Леонид Брежнев.