Airbus может снять с производства крупнейший в мире лайнер A380

Airbus не нашел ни одного покупателя-авиакомпании на такой самолет в 2014 году - этот сегмент рынка практически насыщен
Максим Стулов/ Ведомости

Европейская Airbus Group не исключает прекращения производства самого большого пассажирского самолета в мире, передает Bloomberg со ссылкой на данные, представленные финансовым директором Airbus Харальдом Вильхельмом на встрече с инвесторами в Лондоне. Вопрос о прекращении производства должен быть решен к 2018 г.

Airbus не нашел ни одного покупателя-авиакомпании на этот самолет в 2014 г., отмечает Bloomberg. И если в ближайшие три года концерн еще будет оставаться безубыточным, то в 2018 г. финансовые показатели группы могут ухудшиться. Перед Airbus стоит выбор: либо сделать проект A380 более экономичным, либо прекратить программу вовсе, пояснил Харальд Вильхельм.

Представитель Airbus пояснил «Ведомостям», что реализация программы А380 будет продолжена. Однако самолет будет производиться в других версиях - в частности, neo (new engine option - версия с новым двигателем), а также в удлиненной версии. Сейчас на А380 стоят двигатели Rolls-Royce или GE и Pratt & Whitney в зависимости от предпочтений заказчика.

Представитель Airbus приводит цитату президента Airbus Фабриса Брежье, который заявил, что рынок для А380 не такой большой, как, скажем, для А320 и это является проблемой проекта. «Ну нам и не нужен такой рынок. Мы оптимизируем наши расходы по этой программе, программа может быть прибыльной даже при текущем выпуске 30 самолетов в год, возможно, даже и меньше», - отметил он. Он выразил уверенность, что кроме Emirates и Amadeo у компании будут новые заказчики. Представитель Аirbus сказал, что компания удерживает 89% рынка по продажам самолетов сверхбольшой вместимости. Представитель главного конкурента компании - Boeing - не прокомментировал эту цифру.

Как отмечает агентство Reuters, фондовый рынок отреагировал на новость про A380 падением стоимости акций концерна на 10,4% - самая большая ежедневная потеря цены за последние шесть лет.

Главный редактор портала Avia.ru Network Роман Гусаров отмечает, что объем рынка сверхбольших дальнемагистральных самолетов действительно очень небольшой и сейчас уже близок к насыщению. «Спрос на такие самолеты уже в основном удовлетворен. И это с учетом того, что самолеты, которые уже построены, будут летать еще 20-25 лет, а какого-то существенного роста пассажиропотока пока нет», - подчеркивает Роман Гусаров. Если бы у рынка была такая потребность, производство конкретной модели самолета не стали бы останавливать, даже если он сейчас не приносит прибыли, так как у производителя есть возможность заработать позже на поставке запчастей, техобслуживании и поддержании жизненного цикла. Несмотря на объявленные планы, два авиационных гиганта - Airbus и Boeing по-прежнему идут наравне, отмечает эксперт. Напротив, в последнее время европейский производитель показывал чуть более высокие продажи.

Всего у Airbus твердые заказы на 318 таких самолетов, при том что в 2000 г. концерн рассматривал объем рынка в 1200 машин. Около 40% портфеля заказов - от Emirates Airways. "Отличный самолет, но работает только на правильных направлениях", - добавляют в Air France - KLM, которая отменила заказ на 20 самолетов А380, обменяв их на меньшие по вместимости модели самолетов (цитата по "Интерфаксу").

В России единственным заказчиком самолета A380 является авиакомпания "Трансаэро", которая начнет получать машины с 2015 г. Всего сделан заказ на четыре самолета. Представители авиакомпании не комментируют ситуацию вокруг самолета.

Сейчас A380 в Россию не летают. 1 декабря компания Emirates, осуществлявшая рейсы на А380 по маршруту Дубай - Москва, перешла на использование менее вместительных Boeing 777-300. Это произошло в связи с уменьшением эффективности его эксплуатации, вызванной экономическими причинами.