«Транснефть» повышает тарифы на экспорт нефтепродуктов

Транспортировка внутри страны подешевеет
Е. Егоров/ Ведомости

Например, стоимость транспортировки по направлению Киришский НПЗ («Сургутнефтегаз») – «Пулково» снизилась на 20% до 316,1 руб. за тонну, Рязанский НПК («Роснефть») – «Домодедово» – на 7% до 385,4 руб. за тонну. При транспортировке топлива Ярославского НПЗ («Славнефть») в порт Приморск тариф теперь составит 976,5 руб. за тонну (+22%), а с Московского НПЗ («Газпром нефть») – 1447,9 руб. (+7,5%). Средний тариф по системе вырастет на 3,5% (он не должен превышать 70% от тарифа РЖД). Изменение тарифов отдельно для внутреннего рынка и для экспорта представитель «Транснефти» не раскрыл.

Основная доля нефтепродуктов в России транспортируется по железной дороге, говорит старший аналитик Альфа-банка Александр Корнилов, «поэтому вклад «Транснефти» в благое дело [сдерживания инфляции] будет небольшим». Нефтяные компании скорее всего не будут против предложения монополии, считает он. Изменение тарифов не повлияет на структуру продаж, считает директор по инвестициям ИК «Универ капитал» Дмитрий Александров. На экспорт по трубам идет в основном дизтопливо, а это для России профицитный рынок.

С 1 июня изменятся тарифы на транспортировку нефтепродуктов по системе «Транснефтепродукта» (сборник тарифов есть на сайте «Транснефти»). Главное изменение – снижение тарифов на перевозку топлива внутри страны и одновременное повышение тарифов на экспортных направлениях, рассказал представитель «Транснефти». Цель – «поддержать российскую экономику»: рост тарифов внутри разгоняет инфляцию, а экспортные поставки не влияют на нее.

В 2014 г. в систему «Транснефтепродукта» было сдано 31,2 млн т нефтепродуктов (24,8% от производства в России), из них 69,8% экспортировано, 30,2% поставлено в Россию. Доля транспортировки нефтепродуктов в выручке «Транснефти» за 2014 г. – 8,8% (48,2 млрд руб.).

Последний раз «Транснефть» увеличивала тарифы в феврале 2015 г. на 10%, следует из документов «Роснефти». До этого в сентябре 2014 г. тариф на транспортировку топлива в Приморск вырос на 3,9%. Тарифы для экспорта росли больше, чем для внутреннего рынка: в 2013 г. – на 6,6 и 4,6% и в 2012 г. – на 10 и 8,6% соответственно.

Снижение тарифа внутри страны и увеличение экспортного «Транснефть» изучит применительно к транспортировке нефти, сказал ее представитель. Но тогда внутри страны вырастет внутренняя цена на нефть, что ударит по рентабельности переработки, прогнозирует Корнилов.

Представитель «Башнефти» от комментариев отказался. Его коллеги в «Роснефти», «Лукойле» и «Газпром нефти» на запросы не ответили.