Diageo подозревают в завышении финансовых результатов

Не исключено, что крупнейший в мире производитель спиртного применял пирамидоподобную схему
А. Гордеев/ Ведомости

Комиссия по ценным бумагам и биржам США (SEC) открыла расследование в отношении крупнейшего в мире производителя спиртных напитков – Diageo – по подозрению в завышении выручки, пишет The Wall Street Journal со ссылкой на людей, знакомых с расследованием. Компания подтвердила, что получила соответствующий запрос из SEC и сотрудничает с регулятором. На новости о расследовании котировки акций Diageo первоначально снизились почти на 5%, капитализация – до $74,8 млрд, но затем отыграли часть падения.

Business Insider отмечает, что, если верить информации WSJ, Diageo использовала для манипуляции выручкой одну из самых известных схем – намеренного переполнения каналов сбыта (channell-stuffing), чтобы разогнать показатель выручки за счет поставок дистрибуторам, а не за счет реальных продаж. 

Business Insider излагает эту схему следующим образом.

"Давайте посмотрим, как это работает. Предположим, вы менеджер в компании с падающими продажами, но начальство требует роста. Естественно, вы начинаете думать, как подогнать показатели. (Кстати говоря, Diageo по чудесному совпадению как раз в такой ситуации: в прошлом году продажи в США в натуральном выражении сократились на 1%, выручка выросла только за счет повышения цен на 3% до $5,34 млрд.)

Один из способов поднять "продажи" – поставить больше товара дистрибуторам. Это ликвидный товар, который рано или поздно разойдется, думаете вы и учитываете его в строке продаж. Успех! Проблемы начинаются на следующий месяц, когда дистрибуторы снижают объем заказов. И тут оказывается, что рост продаж в одном месяце грозит резким обвалом впоследствии. Тут вам может прийти в голову снова увеличить поставки в надежде, что продукт как-то продастся, и тогда вы попадете в настоящую беду – ненужные коробки останутся на складах, а выручка – на бумаге.

Что же делать? Может, если мы заберем товар обратно, никто не заметит? Прекрасная идея! Дистрибутору она тоже нравится. И нераспроданные остатки возвращаются вам и попадают в соответствующую строку отчетности компании, на которую почти никто никогда не смотрит. И некоторое время все хорошо – выручка и поставки растут, а рост возвратов – это проблемы других людей. Но, как любая пирамида, все это быстро рушится, и наступает день, когда вам задают вопрос, почему компания в таком убытке при растущих продажах. А потом к вам приходят федералы".

В последнее время Diageo, как и ее конкурент Pernod-Ricard, стали отходить от показателя продаж оптовикам, указывает "Финмаркет", отдавая предпочтение показателю поставок розничным продавцам.

Проверка SEC пришлась на период перестановок в руководстве американского подразделения Diageo, приносящего компании треть выручки и почти 45% операционной прибыли. В июне компания объявила, что президент американского подразделения Ларри Шварц уйдет в отставку в конце года, его место займет финансовый директор Дидра Мэлэн. После этого компанию решили покинуть главный директор по маркетингу и главный бухгалтер. Diageo сокращала долю американского рынка спиртных напитков в 2011–2014 гг. 

Diageo была создана в 1997 г. в результате слияния компаний Guinness и GrandMet, ее штаб-квартира находится в Лондоне. Diageo производит крепкие алкогольные напитки, вино и пиво под брендами Smirnoff, Johnnie Walker, J&B, Guinness, Baileys, Captain Morgan и др. Уполномоченным импортером алкогольных брендов Diageo в России является ЗАО "Д дистрибьюшен", 100% акций которого принадлежит Diageo.