Минсельхоз хочет ограничить импорт сырья для изготовления вин

Российские виноделы могут этого не пережить
Даже если ежегодно расширять российские виноградники на 10 000 га, нехватка винодельческого сырья еще долго будет ощутимой/ Andrey Rudakov/ Bloomberg

Импорт виноматериалов – сырья для производства вин – следует ограничить, заявил в интервью телеканалу «Россия 24» российский министр сельского хозяйства Александр Ткачев: «Мы должны либо поднять таможенные пошлины кратно и сделать невыгодным завоз виноматериалов в Россию, либо вообще закрыть этот вид бизнеса». Разливать иностранное вино выгоднее, чем производить отечественное, объяснил свою инициативу министр: «Когда фермер начинает закладывать [лозу], срок окупаемости – 15 лет, проще завезти цистерну из ЮАР». Но российские заводы не должны превращаться в «цеха по розливу вина», необходимо развивать отечественное винопроизводство и российские бренды, подчеркнул Ткачев.

Лоза Ткачева

По данным ЕГРЮЛ, супруге министра Ольге Ткачевой принадлежит ООО «Шато де Талю» – небольшое хозяйство по выращиванию винограда под Геленджиком. Там выращивается премиальный виноград для производства тихих белых и красных вин, рассказывал «Ведомостям» Титов из «Абрау-Дюрсо».

В 2014 г., по данным Федеральной таможенной службы (ФТС), в Россию ввезли 16,85 млн дал виноматериалов – более половины от произведенных в России (30 млн дал, по данным Росстата). И это еще удачное для отечественных виноделов соотношение: в 2013 г., например, импорт составлял 75,6% от российского производства (18,9 млн и 25 млн дал соответственно). Основной поставщик импортного сырья, по данным Центра исследования федерального и регионального рынков алкоголя (ЦИФРРА), – Молдавия. Правда, с 2013 г. ввоз молдавских виноматериалов запрещен и они ввозятся под видом украинских, говорит гендиректор ЦИФРРА Вадим Дробиз.

Российской продукции явно недостаточно, чтобы удовлетворить потребности рынка. В 2014 г. в России выпито (в пересчете на виноматериалы) 160 млн дал вина, игристых и шампанских вин, коньяка, бренди и винных напитков, говорит Дробиз, и с учетом производственного цикла полностью заместить импорт получится не ранее 2025 г. – до этого момента нехватка импортного сырья приведет к наводнению рынка фальсификатом и росту цен на вина. Легальное производство тихих вин сократится вдвое, прогнозирует Дробиз, а игристых – вовсе остановится: 90% таких напитков делается из импортного сырья.

Почти все крупнейшие российские производители вин вынуждены закупать виноматериалы за границей: например, у «Абрау-Дюрсо» доля импортных закупок – 70–80%, сообщал в мае председатель ее совета директоров Павел Титов. Из 27 млн бутылок вина, проданных в 2014 г., только 10 млн из собственного сырья, уточняет представитель «Абрау-Дюрсо». Полный запрет импорта означал бы двукратное снижение производства вин в России и, как следствие, – такое же снижение налоговых платежей и сокращение рабочих мест, уверен он.

Севастопольский винзавод использует только свое сырье, на нем запрет не отразится, уверен его директор Александр Жежель, но некоторые другие крымские производители зависят от импорта. Нужен переходный период, считает он: виноградники начинают плодоносить не ранее чем через пять лет после посадки. Сейчас они занимают 90 000 га; эту площадь реально увеличивать на 10 000 га в год – тогда через 15 лет Россия полностью обеспечит себя сырьем, подсчитал президент Союза виноградарей и виноделов Леонид Попович. А до тех пор российские виноматериалы необходимо сделать на 20–25% дешевле импортных, чтобы сажать виноград было выгодно. Пока закладка новых виноградников отстает от планов, заложенных в госпрограмму развития сельского хозяйства до 2020 г.: в 2014 г. высажено 5000 га против прогнозных 7903 га.

Впрочем, если доллар и евро вырастут еще, новых пошлин, вероятно, и не понадобится, допускает Попович.

Запросы в Минсельхоз, Минэкономразвития и ФТС остались без ответа.