«Аэрофлот» делает ставку на транзитных пассажиров

Это единственная возможность нарастить перевозки в условиях кризиса на российском рынке
«Аэрофлот» всерьез намерен побороться за транзитных пассажиров на межконтинентальных рейсах/ М. Стулов/ Ведомости

Совет директоров «Аэрофлота» 25 февраля утвердил обновленную стратегию развития компании на 2017–2021 гг. Она предусматривает рост перевозок «Аэрофлота» вместе с «дочками» в 1,5 раза – 61,5 млн человек в 2021 г. по сравнению с 39,4 млн в 2015 г.

Значительную часть прироста компания планирует получить на международных транзитных рынках. Пассажиропоток на рейсах с пересадкой в «Шереметьево» должен вырасти до 6,1 млн пассажиров по сравнению с 2,4 млн человек в 2014 г., рассказал источник в совете директоров «Аэрофлота». Близкий к «Аэрофлоту» человек подтвердил эти планы.

Основные целевые рынки «Аэрофлота» – это транзит из Западной Европы в Азию и на Ближний Восток, а также из Северной Америки на Ближний Восток. На всех этих направлениях компания в 2014 г. заняла в основном места во второй десятке крупнейших перевозчиков, а рыночная доля колебалась от 0,6 до 6,4%, продолжает собеседник «Ведомостей». На транзитных направлениях из Восточной Европы и стран СНГ позиции «Аэрофлота» сильнее. Здесь он занимает 1–4-е места с долей 9–22%, продолжает источник в совете директоров, задача на 2021 г. – на всех направлениях входить в десятку.

Пресс-служба «Аэрофлота» тему не комментирует. Компания в презентации 1 марта сообщила, что получение в октябре 2015 г. 56 международных маршрутов, ранее принадлежавших «Трансаэро», открыло доступ на новый рынок (Казахстан) и позволяет увеличить частоту рейсов в аэропорты Европы и Азии.

«Развитие международного транзита – единственная разумная сейчас стратегия увеличения пассажиропотока. Но усилий одного перевозчика недостаточно, – говорит гендиректор Infomost Борис Рыбак. – Колоссальная проблема «Шереметьево» – нехватка залов ожидания в терминалах D и E, где работает «Аэрофлот». В этом отношении конкуренции с тем же Дубаем нет».

«Уровень сервиса «Аэрофлота» соответствует мировому, рейсы, например между Европой и Азией, он может выполнять за одно время или быстрее, чем конкуренты с пересадкой в Стамбуле или Дубае, – говорит аналитик Райффайзенбанка Константин Юминов. – А серьезная девальвация рубля, которая в целом вредит российским авиакомпаниям, в данном случае позволит предложить конкурентоспособные цены без особого ущерба для собственной экономики».

Во вторник «Аэрофлот» сообщил о росте выручки по МСФО в 2015 г. на 29,8% до 415,17 млрд руб., EBITDA – в 2,4 раза до 58,7 млрд руб. и сокращении чистого убытка в 2,6 раза до 6,5 млрд руб. Его капитализация в этот же день выросла на 6,7% до 68 млрд руб. (максимум с начала марта 2014 г.).