Статья опубликована в № 4043 от 29.03.2016 под заголовком: Вагонов хватает всем

Дефицит вагонов железнодорожникам не грозит

Резкого роста ставок аренды ждать тоже не приходится
Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание

При нынешних ставках аренды полувагонов (около 500 руб. в сутки) и конъюнктуре рынка закупки новых полувагонов в России останутся на низком уровне, говорится в презентации «Сбербанк CIB» «Транспорт. Тенденции рынка грузовых железнодорожных перевозок» от 17 марта 2016 г. (есть в распоряжении «Ведомостей»). По оценкам банка, в этом году будет закуплено около 20 000 полувагонов, а списано старых – 57 000 (всех типов подвижного состава – 60 000). В июле – августе на пике спроса может возникнуть дефицит примерно в 10 000 полувагонов, но к концу года он сойдет на нет, ожидают эксперты банка. Впрочем, дефицит приведет к росту ставок аренды полувагонов, прогнозируют аналитики. Подорожание активизирует ремонты вагонов из нерабочего парка и закупки новых, прогнозируется в презентации.

«Мы ожидаем плавного роста ставок на полувагоны в 2016 г. уже с весны, но не исключаем сценария быстрого роста и последующего падения из-за избыточных закупок новых вагонов», – говорится в презентации. Рост ставок сделает покупку новых вагонов экономически окупаемой только в конце 2016 – начале 2017 г.

Ставки аренды вагонов держатся на рекордно низких уровнях с прошлого года. О том, что реновацию парка может обеспечить ставка около 830 руб. за вагон в сутки, говорилось еще год назад на совещании, которое провел премьер Дмитрий Медведев на Тихвинском вагоностроительном заводе. Ожидалось, что массовое списание вагонов и последующий дефицит с ростом ставки аренды вызовет решение правительства запретить эксплуатацию вагонов, срок службы которых продлен с 2016 г. «При принятии такого решения начнутся серьезные кризисные явления с дефицитом подвижного состава для перевозок летом или осенью следующего года. Местами это будет напоминать катастрофу», – говорил в 2015 г. в интервью «Интерфаксу» председатель совета директоров Первой грузовой компании Александр Волошин.

По расчетам «Сбербанк CIB», в 2015 г. общее количество вагонов на сети РЖД уменьшилось на 84 000 шт. (осталось 1,1 млн вагонов). «Infoline-аналитика» прогнозирует, что в этом году будет списано 111 000 вагонов, в 2017 г. – 73 000.

Но пока участники рынка нехватки вагонов не ждут. Об общесетевом дефиците парка говорить рано, отмечает представитель НП «Совет операторов железнодорожного транспорта». «На отдельных дорогах в пиковые периоды возможны перебои с предоставлением вагонов, но многое будет зависеть от решений РЖД, связанных с расшивкой узких мест инфраструктуры, сокращением количества брошенных поездов, беспрепятственным курсированием порожних вагонов», – объясняет представитель партнерства. Потребность грузоотправителей в парке сейчас полностью удовлетворяется имеющимися на рынке вагонами, даже после списания старого подвижного состава и без учета строительства нового, говорит директор по логистике СУЭК Денис Илатовский. Он отмечает, что за последние три года скорость оборота вагонов на сети выросла на треть благодаря улучшению технологий РЖД. В частности, внедрена консолидация и обезличивание порожнего парка на припортовых станциях, движение грузовых поездов по расписанию и др. «За последние два месяца ускорение порожних рейсов составило еще около 20%», – отмечает Илатовский.

Грузооборот на один полувагон за последние три года вырос на 14%, отмечает и гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. Таким образом, потребность в полувагонах за это время сократилась примерно на 4% при росте грузооборота на 10%, указывает он. Поэтому в 2016 г. рынку будет достаточно около 450 000 полувагонов (на конец года на сети было 513 400) благодаря росту эффективности и увеличению доли инновационных вагонов, заключает Бурмистров.

Эксперты «Сбербанк CIB» считают, что в этом году будет закуплено около 20 000 полувагонов. Оценка Минпромторга – 40 000 вагонов. Приобретение новых вагонов станет для операторов целесообразным, когда это будет эффективнее, чем эксплуатация старых, аренда или приобретение бывших в эксплуатации, подчеркивает представитель «Совета операторов железнодорожного транспорта».

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать
Читать ещё
Preloader more