«Керама Марацци» обвиняет «Нефрит-керамику» в копировании дизайна для плитки

Конкуренты часто используют чужие орнаменты для отделочных материалов
Конкуренты могли скопировать итальянский дизайн/ Е. Егоров/ Ведомости

ООО «Керама Марацци» в конце 2015 г. подало в ленинградское управление ФАС заявление, в котором обвиняет ОАО «Нефрит-керамика» в нарушении конкуренции. При создании плитки «Кензо 2» «Нефрит-керамика» скопировала дизайн плитки «Луиза», тождество дизайна доказано экспертным заключением, которое было проведено по заказу «Керама Марацци», говорится в заявлении (копия есть у «Ведомостей»). УФАС возбудило дело по статье 14.5 закона «О защите конкуренции», следующее заседание состоится 20 апреля, говорит представитель ведомства.

«Керама Марацци» в 2015 г. поставила плитку «Луиза» для строительства одного из жилых комплексов в Ленобласти и рассчитывала продолжить поставки на другие объекты этого комплекса, но «Нефрит-керамика», также работавшая на этих объектах, предложила застройщику плитку с аналогичным дизайном, из-за чего «Керама Марацци» был нанесен ущерб, объясняет Алексей Панич, партнер юридической фирмы Herbert Smith Freehills (представляет интересы «Керама Марацци»).

Дизайн плитки «Луиза» разработала в 2012 г. итальянская фирма Stile Grafico Snc di Guerzoni Loredana e C, различия в деталях рисунка у двух плиток составляют 2,6% от общей площади их поверхности, цитирует заявитель экспертное заключение. «Керама Марацци» просит привлечь «Нефрит-керамику» к административной ответственности по статье «недобросовестная конкуренция» и запретить ей использовать плитку «Кензо 2».

Плагиат из керамики

По словам Сотниковой, копирование успешных дизайнов – устойчивая практика на рынке плитки: «Если коллекция была проработана с архитектором, компания-конкурент может скопировать этот дизайн и выйти с альтернативным предложением, зачастую ниже по цене».

В «Нефрит-керамике» разбирательство называют недоразумением. «Дизайн плитки «Кензо 2» является продолжением дизайна «Кензо», разработанного в 2009 г.: если мы что-то и скопировали, то у себя», – говорит гендиректор «Нефрит-керамики» Михаил Медведовский. Все участники рынка используют одни и те же фактуры камня и иллюстрации: спорные вопросы в таких случаях решаются очень просто и быстро среди дружественных компаний, добавляет он. Застройщика жилого комплекса стороны не называют.

«Луиза» была успешным проектом для строительных объектов, ее стоимость – в пределах 420 руб. за 1 кв. м, а «Кензо 2» широко не известна в рознице и, вероятно, была сделана под конкретный объект, говорит Мария Сотникова, руководитель направления «Плитка. Санфаянс. Смесители» СТД «Петрович».

«Нефрит-керамике» грозит штраф в размере от 1 до 15% от годового оборота, УФАС также может потребовать изъять из продажи всю указанную плитку и прекратить ее производство, говорит Василий Ицков, руководитель практики разрешения споров компании «Горизонт капитал». По его словам, доказать тождество дизайна возможно, гораздо сложнее доказать, что схожесть в элементах оформления не является случайной и что ответчик умышленно пошел на нарушение.

«Керама Марацци» ссылается на нарушение авторских прав, а в том, что касается дизайна, это наименее защищенный критерий с точки зрения патентного права, говорит директор петербургского офиса «Городисский и партнеры» Виктор Станковский. Успех дела зависит от результатов экспертизы, которую должно провести УФАС, считает Станковский.

ОАО «Нефрит-керамика» было создано на базе плиточного производства № 4 Ленинградского завода керамических изделий (ЛЗКИ) в Тосненском районе Ленобласти. Компания принадлежит ООО «ХК «Нефрит» (64,5%), Загиту Багаутдинову (18,9%), Фагиме Багаутдиновой (5,1%) и др. Выручка в 2015 г. составила 1,7 млрд руб., чистая прибыль – 50 млн руб., по данным «СПАРК-Интерфакса».

«Керама Марацци» – российский производитель керамической плитки и керамического гранита с сетью торговли в России и за рубежом, сказано на официальном сайте компании. «Керама Марацци» зарегистрирована в Орле, ее выручка в 2014 г. составила 8,9 млрд руб., чистая прибыль – 1,5 млрд руб. По данным «СПАРК-Интерфакса», компания на 100% принадлежит итальянской «Марацци груп С.П.А.». Сотникова оценивает долю компании на российском рынке керамической плитки в пределах 16%.