Россияне перестали покупать драгоценности

Продажи ювелирных изделий упали до многолетнего минимума
Спрос на ювелирные изделия в России начал падать с середины 2014 г., говорилось в отчете WGC, и в 2015 г. упал на 39% до самого низкого уровня за последние 14 лет/ А. Гордеев/ Ведомости

Спрос на ювелирные изделия достиг минимума с 2008 г. – в I квартале было продано 7,7 т, на 17% меньше, чем в I квартале 2015 г., следует из отчета Всемирного золотого совета (WGC).

Спрос на ювелирные изделия в России начал падать с середины 2014 г., говорилось в отчете WGC, и в 2015 г. упал на 39% до самого низкого уровня за последние 14 лет – 67 т. Это следствие кризиса – девальвации, санкций и сокращения доходов от продажи нефти, сказано в документе. Шансов на улучшение спроса в 2016 г. немного, утверждал WGC. Российский ювелирный рынок сократился в 2015 г. на треть до $4 млрд, в 2016 г. ожидается сокращение еще на 20–25% до $3 млрд, говорится в отчете московского экспериментального ювелирного завода «Ювелирпром». Компания ожидает снижения продаж в 2016–2017 гг. на 12–14% (в натуральном выражении).

«Помимо снижения покупательной способности мы впервые замечаем, что покупатели не заходят в магазин, хотя мы стараемся их привлекать, используя маркетинговые ходы», – говорит президент «Алмаз-холдинга» Флун Гумеров. Россияне отложили приобретение ювелирных изделий, понимая, что их финансовые возможности ограничены, объясняет он. По его словам, в магазинах сети спрос в I квартале год к году упал на 15–20%.

Спрос упал в пределах 20% – влияет нестабильность курсов валют, неуверенность в завтрашнем дне, согласна управляющий сети «Космос золото» Ольга Андреева.

У датской сети Pandora сопоставимые продажи в России за январь – март упали на 20%, утверждала компания в отчете. Остались старые клиенты, они и стали основными покупателями в I квартале, а новых очень мало, жалуется замдиректора по продажам ювелирной группы «Смоленские бриллианты» Алексей Бородавкин. У «Адамаса» по итогам I квартала сопоставимые продажи выросли на 6%, но трафик отстает от прошлогоднего на 7%, утверждает операционный директор сети Дмитрий Баранов. В преддверии 8 Марта, по его словам, продажи выросли в привычные 3 раза по сравнению с обычными днями, 14 февраля – в 2 раза. В I квартале спрос традиционно более высокий, чем во втором и третьем, – из-за праздников, но в этом году заметного оживления не было, говорит Андреева.

Сохраняется спрос на изделия из серебра, обручальные кольца, заметен спрос и на изделия религиозной тематики, ассортимент которых в магазинах увеличивается, перечисляет Гумеров. Упал, по его словам, спрос на изделия с бриллиантами. Продаются недорогие украшения классического дизайна, обручальные кольца и кольца для помолвки, заметил Бородавкин.

Стабилен спрос на «чистые бриллианты» – классические изделия с солитером (одиночный крупный бриллиант), но покупают изделия «меньшей каратности», отмечает Андреева. Это скорее говорит о покупке как инвестиции, желании вложить средства, чтобы сохранить их, указывает она. Сейчас покупателей не интересует необычный дизайн или мода – яркие трендовые вещи не продаются, покупают скорее изделия с простым дизайном и хорошим камнем, отмечает Андреева. Доля покупок изделий с целью сохранения сбережений мала, утверждает Гумеров.

Крупнейшие сети столкнулись с финансовыми трудностями. В июне – июле 2015 г. в Арбитражном суде Москвы было начато банкротство трех компаний группы «Адамас» – Столичного ювелирного завода, «Адамас-ювелирторга» и «Адамас-ювелира», во всех из них введено наблюдение. В октябре 2015 г. «Фризо трейдинг инк.» подала в Арбитражный суд Москвы заявление о признании банкротом ювелирного дома «Яшма», оно принято к производству.