Статья опубликована в № 4152 от 02.09.2016 под заголовком: Металлургов пригласили на судоверфь

Сечин предлагает построить на Дальнем Востоке металлургический завод

Предприятие должно обеспечить нужды судоверфи «Звезда» в судостроительном прокате

Главный исполнительный директор «Роснефти» Игорь Сечин попросил президента Владимира Путина на совещании во Владивостоке поддержать идею строительства «металлообрабатывающего и металлопроизводящего комплекса» для обеспечения нужд судоверфи «Звезда» (потребление металла – 330 000 т в год, здесь и далее цитаты по kremlin.ru).

«Наше предложение состоит в том, чтобы закупить сталепрокатный комплекс. Мы поиск такого комплекса проводим, уже есть варианты приобретения, с последующим прокатом стального листа необходимого формата именно здесь», – отметил Сечин. Какая мощность должна быть у завода рядом со «Звездой» – Сечин не уточнил.

Строительство комплекса может снизить себестоимость производства судов, отмечает Сечин. Сварка малоразмерных листов стали в процессе судостроения «категорически плохо влияет на себестоимость производства судов – это удорожание в размере до 50% в цене корпуса и до 10% в целом по готовому изделию. 10% на рынке – это очень серьезный задел, который снижает конкурентоспособность», отметил он.

С кем конкретно существуют договоренности на поставку оборудования и кто будет поставлять сырье для прокатного стана, а также будет ли это производство полного цикла, с плавильными мощностями, или нет – Сечин не уточнил, а представитель «Роснефти» отказался от комментариев.

Место для завода

Сечин предлагает построить металлургическое предприятие в 100 км от «Звезды», рядом с городом Большой Камень. «Соответствующее обращение мы подготовили. Нам необходима небольшая помощь, поддержка по оформлению этой земли – примерно до 400 га», – отметил он. Путин с предложением Сечина согласился, решение вопроса он доверил вице-премьеру Дмитрию Рогозину.

Судоверфь «Звезда» входит в Дальневосточный центр судостроения и судоремонта, 25% предприятия принадлежит Объединенной судостроительной корпорации (ОСК), 75% – «Современным технологиям судостроения», по 50% в которых владеют Газпромбанк и «Роснефть». Операционное управление предприятием сейчас полностью осуществляет «Роснефть», поясняет источник, близкий к одному из акционеров «Звезды». Представитель ОСК отказался от комментариев. Представитель Газпромбанка на запрос «Ведомостей» не ответил.

За счет строительства металлургического производства «удастся существенно повысить экономическую эффективность предприятия», считает «Роснефть». Источник, близкий к компании, отмечает, что «Роснефть» провела предварительные переговоры с потенциальными партнерами по проекту. Интерес есть, но пока говорить о форматах сотрудничества и о финансовых параметрах проекта преждевременно.

Экономический смысл на Дальнем Востоке есть лишь у строительства металлопрокатных мощностей, считает аналитик БКС Олег Петропавловский. Для судостроения используются листы 10–200 мм, для их производства нужны широкие слябы. Ближайший их производитель – ЗСМК (принадлежит Evraz, от Новокузнецка, где он расположен, до Владивостока около 5000 км). Для предприятия партнерство с «Роснефтью» могло бы быть выгодным: позволило бы обеспечить стабильный спрос на 25% продукции меткомбината, обосновывает Петропавловский. Представитель Evraz на вопросы «Ведомостей» не ответил. Представители НЛМК, ММК и «Северстали» отказались от комментариев. Представитель «Мечела» сказал, что компания не ведет переговоров с «Роснефтью».

Покупка и запуск сталепрокатного комплекса могут обойтись «Роснефти» примерно в $300 млн или дешевле с учетом малого количества заказов со стороны металлургов, говорит Петропавловский. Если строить завод полного цикла, вместе с плавильными мощностями, то остро встанет вопрос покупки сырья (коксующийся уголь и железная руда), его придется закупать по рыночным ценам, отмечает директор группы корпоративных рейтингов АКРА Максим Худалов. При этом в регионе сильна конкуренция с китайскими, корейскими и японскими сталеварами. Например, комсомольский «Амурметалл» подобную конкуренцию не выдержал и с 2013 г. находится в стадии конкурсного управления, отмечает эксперт. Строительство металлургического предприятия полного цикла очень затратно и займет много времени, считает Петропавловский.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать