Из-за кризиса популярность заведений фастфуда растет

Большие ожидания и у владельцев кофеен
Если бы не кризис, вряд ли россияне стали бы отдавать предпочтение фастфуду, считают эксперты /Е. Разумный

К концу 2016 г. доля сегмента фастфуда по выручке и трафику достигла 40% на российском ресторанном рынке против 35% годом ранее, подсчитал исполнительный директор Restcon Андрей Петраков (абсолютных цифр он не называет). С ним соглашается руководитель агентства по ресторанному консалтингу «Рестконсалт» Сергей Миронов. В 2017 г., вероятнее всего, доля этого сегмента увеличится еще на несколько процентных пунктов, полагает Петраков. Рост составит не менее 5–7% в зависимости от экономической ситуации в стране, добавляет Миронов.

Если бы не кризис, вряд ли клиент стал бы отдавать предпочтение такого рода заведениям, считает Миронов. Рестораны быстрого обслуживания активно открываются в регионах, где рынки еще не пресыщены, добавляет Петраков.

Мнения аналитиков разделяет и основатель «Додо пиццы» Федор Овчинников: сегмент фастфуда продолжает расти уже пару лет, налицо переток клиентов из ресторанов со средним чеком 650 руб. на человека, говорит он. Продажи в сопоставимых ресторанах «Додо пицца», по данным компании, в 2016 г. выросли на 6% год к году, а доставка – на 28,73%. Сеть быстрого обслуживания «Му-му» за время кризиса увеличила обороты, рассказывал в декабрьском интервью «Ведомостям» владелец группы ресторанов Maison Dellos Андрей Деллос.

Сложно говорить о значительном увеличении посещений ресторанов быстрого обслуживания, но определенные изменения в продажах заметны, рассуждает президент «Сабвэй Россия девелопмента» (624 ресторана по России) Геннадий Кочетков. По его данным, за 2016 г. наибольший подъем в продажах показали Поволжье (+9,7% год к году) и Северо-Запад (+14%). В прошлом году сеть Subway открыла свыше 30 новых ресторанов, в 2017 г. будет открыто не меньше, говорит Кочетков.

Также продолжит развиваться и сегмент кофеен, считают Петраков и Миронов. Кофе как напиток и концепция кофеен продолжат оставаться невероятно популярными, отмечает Максим Макшанов, гендиректор «Кофе сет» (владеет франшизой на развитие Coffee Shop в России). Кофейни удобный, городской формат кафе, что, собственно, и обеспечивает их популярность, отмечает основатель сети кофеен «Дабл би» Анна Цфасман. По ее словам, «Дабл би» планирует в течение 2017 г. увеличить сеть вдвое – до 140 заведений.

Зато сегмент традиционных ресторанов в прошлом году, напротив, сократился с 38 до 34%, говорит Петраков и подтверждает Миронов. Прогноз Петракова на 2017 г. – еще минус 2–3%.

Правда, Деллос утверждал, что и ресторан «Турандот» (средний чек – 3500–4000 руб. без алкоголя) также в кризис нарастил обороты. «Когда выходишь на улицу в ноябре и видишь отвратительную погоду, то хочется спрятаться в такой сказке, как «Турандот». Поэтому оборот, к моему удивлению, вырос в «Турандот» раза в два», – рассуждал Деллос.

Наибольшей популярностью в этом году будут пользоваться рестораны со средним чеком менее 1500 руб., считает Александр Раппопорт, основатель ресторанного холдинга «Рестораны Раппопорта» («Доктор Живаго», «Китайская грамота» и др.). «По результатам работы ресторана «Доктор Живаго» мы видим увеличение трафика и финансовых показателей», – рассказывает он. Рестораны с чеком более 3000 руб. также имеют хороший потенциал для развития, но таких заведений на рынке не может быть много, замечает он