Покупатели молочных продуктов смогут с помощью смартфона проверить их подлинность

Молочный завод «Галактика» и Х5 Retail Group запускают информационную систему в Петербурге и Ленобласти
Пока новые коды есть только на каждой десятой упаковке продуктов «Галактики»/ Евгений Егоров/ Ведомости

Производитель молочных продуктов ООО «Галактика» (бренды «Большая кружка», «Сударыня» и проч.) запускает систему контроля подлинности сырья «Современная пищевая безопасность» (СПБ). Покупатели смогут узнать всю информацию о продукте, сканировав маркировку на упаковке с помощью смартфона. Презентация продукта состоится сегодня в одном из магазинов Х5 Retail Group в Петербурге. «Галактика» подписала соглашение с Х5 Retail Group, компания является техническим и информационным партнером проекта, говорит руководитель СПБ Дмитрий Тужиков. Проверить систему можно на сайте traceability.spb.ru, уже есть приложения для Android, для iOS появится позже.

Благодаря системе можно будет проверить подлинность продукции, узнать историю ее происхождения (например, адрес колхоза), информацию о переработчике сырья и адрес магазина, в который этот товар поступил; можно будет перейти на сайт Россельхознадзора, где будет представлена более детальная информация, включая фамилию ветеринарного врача, который делал прививки животным, и результаты анализов, которые он взял, объясняет Олег Дю, заместитель гендиректора «Галактики».

Информация будет заложена в буквенно-цифровой код, пока промаркировано около 10% продукции завода, в будущем код будет нанесен на все товары, говорит Дю.

Товары появятся на полках магазинов Х5 Retail Group в Петербурге и Ленобласти в ближайшие три месяца, потом география расширится на всю страну и будут подключены новые партнеры, обещает Дю. «У каждой торговой сети своя складская информационная система, много сил и времени уходит именно на ее интеграцию в общую программу», – говорит Дю, уточняя, что «Галактика» не ведет пока переговоры с другими сетями.

В мировой практике производитель, добровольно предоставляющий дополнительные гарантии качества продукции, имеет более выгодные маркетинговые условия, например место на полке, надеется Тужиков.

Дю не раскрывает инвестиции в проект. Стоимость разработки мобильного приложения составляет от 1 млн до 1,5 млн руб., проекту вряд ли требуются значительные дополнительные инвестиции, полагает гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. Система СПБ была создана с привлечением сторонних специалистов, говорит Тужиков.

Чиновники в курсе

На этой неделе X5 Retail Group и ООО «Галактика» подписали соглашение с администрацией Петербурга, которое закрепляет использование современных инновационных технологий для определения качества продовольственных товаров в городе. Похожее соглашение с правительством Ленобласти компании заключили в июле.

Пока в программе участвует молочная продукция завода «Галактика», расширение пула партнеров будет зависеть от мотивации и возможности других производителей присоединиться к системе, отмечает Ольга Волкова, заместитель директора по взаимодействию с органами государственной власти X5 Retail Group. По ее словам, уникальные коды будут наноситься на все категории товаров. Представители «Ленты», «Ашана», «Дикси» и «О’кей» в четверг не ответили на запросы «Ведомостей».

Производители упаковочных линий предложили такие решения уже лет 5–7 назад, комментирует коммерческий директор молокозавода «Пискаревский» Георгий Житмарев. По его словам, с использованием подобных технологий возникает ряд трудностей. Первая – дополнительные затраты. «Не все линии оснащены средствами нанесения новых кодов, а поскольку законами о маркировке указание этой дополнительной информации не предусмотрено, у многих производителей за ненадобностью такого оборудования нет», – говорит Житмарев. Не на все материалы можно напечатать подобный код, могут возникнуть проблемы с фольгой и полиэтиленом, замечает Житмарев. По его словам, многим производителям сложно ответить на вопрос, из какого конкретно хозяйства молоко попало в данный пакет, при приемке молоко смешивается: поскольку законами этот вопрос не регламентировался, заводы строились без необходимости такого учета. Запрос на более подробную информацию о продукте у покупателей есть, нужно искать решения, которые позволят это сделать без удорожания продукта, говорит Житмарев.

Х5 и «Галактика» могут увеличить продажи продукции, проект формирует инновационный имидж в глазах покупателей, отмечает Бурмистров, уточняя, что ключевым фактором, от которого будет зависеть влияние пилотного проекта на продажи, является информированность посетителей.

Сервис «Галактики» является рисковым, затраты на него могут не окупиться, но производитель выигрывает за счет того, что будет первым, говорит аналитик ГК «Финам» Леонид Делицын. В будущем большинство производителей будут предоставлять информацию с помощью подобных систем, прогнозирует эксперт.