Электрички Московской области станут частными

Вслед за РЖД свою долю в региональном перевозчике продаст Московская область
Подмосковью принадлежит 25,33% уставного капитала ЦППК, или 76 акций/ Андрей Гордеев / Ведомости

Московская область продаст принадлежащие ей 76 акций (25,33% уставного капитала) Центральной пригородной пассажирской компании (ЦППК). Об этом сказано в опубликованном 21 ноября распоряжении правительства региона. Пакет будет выставлен на торги двумя лотами по 38 акций (12,665%), начальная цена каждого из них – 1,04 млрд руб. Шаг аукциона – 5,2 млн руб.

Представитель правительства Московской области не ответил на запрос.

В начале ноября 2017 г. из капитала ЦППК вышла РЖД, продав 25% плюс 1 акция. Продажа происходила в два этапа – с повышением, а затем с понижением цены (при отсутствии оферт). Стартовая цена составляла 4,2 млрд руб. Акции в итоге были проданы по минимально установленной цене – 2,3 млрд руб. Покупателем стало ООО «Маршрутные системы», 99% которого, по данным «СПАРК-Интерфакса», принадлежит Артему Ольховскому. Вырученные средства РЖД направит на финансирование текущей деятельности, пояснял представитель РЖД.

В торгах РЖД также участвовали Демиховский машиностроительный завод (входит в «Трансмашхолдинг», 67% которого принадлежит структурам Искандера Махмудова и Андрея Бокарева) и ООО «Октопасс». Представитель завода не ответил на запрос, в «Трансмашхолдинге» отказались от комментариев. Связаться с представителем «Октопасса» не удалось.

Кроме «Маршрутных систем» и Московской области акционером ЦППК является Московская пассажирская компания (МПК, принадлежит кипрской Fredlake Holdings Ltd, связываемой с Махмудовым и Бокаревым). Ей принадлежит 50% минус 2 акции. В 2016 г. ЦППК выручила 38,7 млрд руб., чистая прибыль составила 81,4 млн руб. Представитель ЦППК не ответил на запрос, связаться с представителем МПК не удалось.

«Продажа пакета двумя лотами дает возможность обеим группам частных инвесторов ЦППК принять участие в конкурсе и сформировать целевую структуру акционерного капитала, соответствующую стратегическим планам инвесторов», – комментирует гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров.

На конец 2016 г. в состав РЖД входило 25 пригородных компаний, в 19 из них доля госмонополии превышает 50%. По итогам 2016 г. РЖД получила на пригородных перевозках 1,9 млрд руб. чистой прибыли. В последние годы отмечается отрицательная динамика железнодорожных пассажирских перевозок на инфраструктуре РЖД, говорится в отчете монополии. По данным компании, в 2016 г. общий пассажиропоток РЖД увеличился на 3,4%, непосредственно на пригородном сообщении – на 0,4%. В течение года пригородные поезда отправили 935,6 млн человек. Из них на платную категорию приходятся 72,3% пассажиров, льготники составляют 16,5%. ЦППК в 2016 г. перевезла более 540 млн пассажиров. Это крупнейший пригородный перевозчик в России с долей 63,7%. Компания работает в 11 регионах страны.

«После продажи пакета акций РЖД для правительства Московской области сохранение доли в частной компании не только нецелесообразно, но и рискованно», – считает Бурмистров. У компании может измениться пассажиропоток на фоне трансформации логистических пассажирских схем перевозок в Московской области – запуска Московской кольцевой железной дороги, появления новых станций метро на окраинах Москвы и в Московской области, а также начала реализации проекта диаметральных направлений железных дорог, интегрированных в систему метрополитена, поясняет эксперт.

То, что правительство Московской области решило продать свою долю в ЦППК, вполне ожидаемо, комментирует аналитик Raiffeisenbank Константин Юминов. Для региона это непрофильный актив, к тому же пакет не дает контроль в компании, поясняет он. Недавняя же продажа схожего по размеру пакета, принадлежащего РЖД, дала рыночную оценку этого актива, чем власти и воспользовались, отмечает Юминов. По его мнению, основные претенденты на эти акции – текущие акционеры ЦППК.