Совладелица S7 обвинила российских нефтяников в сговоре на топливном рынке

Авиаперевозчик собирается пожаловаться в антимонопольную службу на «Роснефть», «Газпром нефть» и «Лукойл»
Цены на керосин достигли в 2017 г. исторического рекорда/ Максим Стулов / Ведомости

Совладелица группы S7 Наталья Филева обвинила российские нефтяные компании в сговоре на рынке авиационного керосина. «На самом деле нефтяников (поставляющих керосин. – "Ведомости") всего три организации: «Роснефть», «Газпром нефть» и «Лукойл» – все, больше никого нет. Я считаю, что это сговор, потому что цены просто запредельные», – сказала Филева (цитата по «Интерфаксу»). По ее мнению, завышение цен на керосин связано со снижением экспортных доходов нефтяных компаний.

С начала июля биржевые цены на керосин в аэропортах Московского авиационного узла выросли на 23% до 43 011 руб. за тонну по сравнению с ростом в 7% за аналогичный прошлогодний период. По данным Росавиации, с июня по октябрь (данных за ноябрь пока нет) в среднем по России керосин подорожал на 6% до 45 648 руб. за тонну. При этом в московских аэропортах рост составил до 15%.

S7 Group (включает авиакомпании «Сибирь» и «Глобус», работающие под брендом S7 Airlines) – второй после «Аэрофлота» игрок на российском рынке. В январе – октябре компания перевезла 12,2 млн пассажиров.

«[Цены на авиакеросин] в России уже выше биржи – это уже никуда не годится», – заявила Филева. Авиакомпания планировала подать жалобу в Федеральную антимонопольную службу (ФАС) в связи с аномальным ростом цен на топливо из-за возможного сговора поставщиков. «Я вот не знаю, в каком состоянии (жалоба. – ИФ), но мы собирались подать. То есть, может, и подали...», – сказала Филева. Представитель S7 сообщил «Ведомостям», что жалоба уже подана.

Начальник управления ФАС Дмитрий Махонин подтвердил «Ведомостям», что жалоба была получена 1 декабря. По его словам, нефтяные компании должны до 15 декабря предоставить в ФАС информацию, обосновывающую рост цен. Махонин отметил, что национальный внебиржевой индекс цен на авиационный керосин значительно ниже национального биржевого индекса, а авиаперевозчики, как правило, покупают топливо по внебиржевым ценам, с учетом формульного ценообразования. При этом национальный биржевой индекс цен на керосин за период с 06 по 12 декабря снизился на 1536 руб./т. (3,27%), добавил чиновник.

«Ведомости» запросили комментарии у пресс-служб «Роснефти», «Газпром нефти» и «Лукойла».

Рост цен на керосин свидетельствует о нехватке товара на внутреннем рынке, писали эксперты независимого агентства «Аналитика товарных рынков». Среди причин удорожания они называли рост цен на нефть, увеличение отгрузок топлива федеральным заказчикам и локальные факторы, в частности, модернизацию Орского НПЗ.

Исполнительный директор агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев объяснял, что такие крупные авиакомпании, как «Аэрофлот» и S7, могут снижать негативный эффект от удорожания топлива ввиду прямых долгосрочных контрактов с нефтяными компаниями. По данным Махонина, около 90% керосина авиаперевозчики покупают по контрактам с формульным ценообразованием, поэтому биржевая цена для них не имеет определяющего значения.

«Аэрофлот», занимающий вместе с дочерними структурами почти 50% рынка авиаперевозок, потратил в первом полугодии на топливо 56 млрд руб., или 25,6% операционных расходов группы. Пантелеев оценивает долю топлива в общих расходах авиакомпаний примерно в 25%. По его расчетам, при подорожании авиакеросина на 15–20% расходы перевозчиков могут вырасти на 4–5%. Эксперт отмечал, что вследствие низкого платежеспособного спроса на билеты авиакомпании смогут повышать цены только весной и на время новогодних каникул.