Статья опубликована в № 4488 от 17.01.2018 под заголовком: Праздник экономии

Россияне перед Новым годом не порадовали продавцов

Праздничная расточительность не добралась до докризисной
Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание

Повседневные траты россиян перед 2018 г. выросли всего на 2,1% по сравнению с кануном 2017 г., таковы данные скан-панели домохозяйств «Ромира». В этой панели 11 000 домохозяйств в 180 городах России с населением более 10 000 человек, они сканируют штрихкоды всех купленных товаров.

Очищенные от инфляции расходы декабря остались теми же, что и в 2016 г., и ниже, чем во все предыдущие годы, пишет «Ромир», а в ключевых регионах стагнировали или снизились по сравнению с 2016 г. На Северо-Западе расходы снизились на 3,7%, на Урале – на 5,4%, в Сибири не изменились, в Центральном федеральном округе – незначительно, на 0,4%, выросли, в Москве сократились на 2,7%, в Петербурге – на 3%.

Крупнейшие российские ритейлеры еще не публиковали отчеты о IV квартале. Первой выручку 18 января покажет группа «Дикси», на следующей неделе – «Магнит», X5 Retail Group и «Лента». Результаты могут оказаться довольно слабыми по сравнению с прошлыми годами, считает старший аналитик Райффайзенбанка Наталья Колупаева, отчасти это объясняется высокой долей промопродаж, а также тем, что крупнейшие ритейлеры ранее пересматривали ассортимент в пользу недорогих товаров.

Восстановление потребительской активности замедлялось весь IV квартал 2017 г., напоминает руководитель направления макроэкономического анализа X5 Retail Group Ирина Голощапова. Она приводит данные Росстата: реальный оборот розницы в стране в ноябре вырос на 2,7%, а, например, в сентябре – на 3,2%. «Это происходит за счет замедления роста продовольственной розницы, – полагает она. – Восстановление не получает масштабной поддержки от роста розничного кредитования».

Потребители продолжают относиться осторожно к расходам и не готовы тратить больше на необязательные статьи, констатирует Колупаева, но, вероятно, предпосылки для позитива есть: рост реальных зарплат, замедление инфляции. Однако потребители придерживаются рациональной модели, уверена она, поэтому могли отказаться от части необязательных трат в пользу образования, ремонта, отдыха, товаров длительного пользования.

Продажи новых автомобилей за декабрь выросли на 14%, по данным Ассоциации европейского бизнеса, а выездной туризм за год поднялся на 20% и почти вернулся к показателю 2014 г., сообщал руководитель Федерального агентства по туризму Олег Сафонов.

На декабрьской рознице могло сказаться и то, что больше потребителей уехало в путешествия. По словам заместителя гендиректора НТК «Интурист» Сергея Толчина, продажи новогодних туров выросли на 10–15% – россиян привлекли программы в Турции и дальнемагистральные пляжные направления (Доминикана, страны Юго-Восточной Азии), что стало возможным благодаря восстановлению покупательной способности и укреплению рубля.

Продажи бытовой техники в России за 2017 г. могли вырасти, по оценкам «М.видео», на 5–7% в штуках и максимум на 5% в в денежном выражении. Рост продаж в натуральном выражении говорит о восстановлении спроса, указывает представитель ритейлера Валерия Андреева: «Но меньше спонтанных покупок, больше внимания скидкам, кэшбэк-предложениям, а в кредитных программах – предпочтение рассрочкам».

Представители «Магнита», «Ашана», «Ленты» и «Дикси» не ответили на вопросы «Ведомостей».

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать
Читать ещё
Preloader more