Гуцериев может купить еще одну сеть магазинов техники и электроники

«Сафмар» ведет переговоры о покупке российского бизнеса Media Markt
Германская Media-Saturn-Holding, возможно, не слишком довольная съезжающими показателями российского бизнеса, поэтому готова вести переговоры о его продаже/ Максим Стулов / Ведомости

Германская Media-Saturn-Holding сообщила, что ведет переговоры с «М.видео» о продаже российского бизнеса Media Markt. Одновременно Media-Saturn-Holding рассматривает возможность приобрести миноритарную долю в «М.видео».

Решений о сделках не принято и неясно, состоятся ли они и на каких условиях, подчеркивается в сообщении. О том, что владельцы российских магазинов Media Markt обсуждают продажу бизнеса конгломерату «М.видео» и «Эльдорадо», сообщало и агентство Reuters.

Представитель «М.видео» от комментариев отказался. Представитель «Сафмара», владеющего «М.видео» и «Эльдорадо», сказал, что сейчас не комментирует покупку бизнеса Media Markt в России. «М.видео» и «Эльдорадо» входят в группу «Сафмар» Михаила Гуцериева.

Было наоборот

В феврале 2010 г. «Коммерсантъ» сообщил, что Media-Saturn-Holding договаривается о покупке российской сети «М.видео». Один из акционеров «М.видео» рассказывал, что стороны подписали соглашение об эксклюзивности переговоров, а Media-Saturn проводит оценку приобретаемой компании. Консультантом немецкого ритейлера выступал Deutsche Bank. Тогда капитализация «М.видео» составляла $1 млрд, у него был нулевой банковский долг и более 6 млрд руб. на счетах. Эксперты полагали, что акционеры могут рассчитывать на премию до 30%.

Немецкий Media Markt открыл первый магазин в России в конце 2006 г., но не смог закрепиться в числе лидеров рынка бытовой техники и электроники. Сначала помешал кризис 2008 г. – тогда из-за неудовлетворительных финансовых результатов ритейлер сменил топ-менеджмент. Затем пришлось отказаться от бренда Saturn (о появлении таких магазинов стало известно в 2007 г.) и сосредоточиться на основном – Media Markt. А девальвация рубля в конце 2014 г. и спад на рынке бытовой техники и электроники вынудили компанию сокращать розничную сеть. За 2016/17 финансовый год сеть Media Markt в России сократилась на пять точек, на начало октября 2017 г. в ней было 57 магазинов.

Media Markt пытался перестроить работу в России и в прошлом году стал открывать магазины в магазине Metro Cash & Carry, но потерпел неудачу. «У точек Media Markt не было отдельного входа, люди без карты клиента Metro туда не заходят, трафик крайне низкий», – говорит гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров.

Оборот немецкого ритейлера (данные «СПАРК-Интерфакса» по основному юрлицу, ООО «Медиа-маркт-сатурн») неуклонно снижается: с 53,6 млрд руб. в 2014 г. до 41,4 млрд в 2016 г. В 2017 г. оборот составил, оценивает Бурмистров, около 40 млрд руб. с НДС, чистый долг – более 7 млрд. Накопленный убыток российского Media Markt за последние пять лет, считает он, – свыше 13 млрд руб. «Незаинтересованность Media Markt в российском бизнесе объяснима», – говорит Бурмистров.

Российский бизнес Media Markt вряд ли стоит больше 4 млрд руб. с учетом долга и возможности использовать бренд Media Markt какое-то время, рассуждает Бурмистров, а раз немецкая компания хочет получить долю в «М.видео», сделка может стать и безденежной. «Если актив консолидировать в большую компанию, с другими условиями закупок, оптимизировать расходы на головной офис и т. д., по эффективности он будет близок к «Эльдорадо», – полагает он.

Интерес «Сафмара» к торговле техникой и электроникой впервые проявился в конце 2016 г. – группа купила 100% «Эльдорадо» у чешских PPF и Emma Capital. Через неделю группа сообщила о покупке и «М.видео» у ее основателей Александра и Михаила Тынкованов и Павла Бреева. Сейчас «М.видео» и «Эльдорадо» готовятся к объединению. У объединенной компании, по данным презентации обеих сетей, сейчас 25,9% рынка бытовой техники и электроники в России. У Media Markt – всего 3,3%.

Это небольшая доля и она стремительно сокращается, указывает Бурмистров: сделка «Эльдорадо» с «М.видео» уже одобрена Федеральной антимонопольной службой и вряд ли покупка такого небольшого игрока вызовет какие-то проблемы с согласованием.

Консолидация ритейла бытовой техники и электроники может даже позитивно сказаться на отношениях других игроков с вендорами, полагает гендиректор электронного дискаунтера «Ситилинк» Михаил Славинский: поставщикам нужна альтернатива в рознице. У остальных ритейлеров тоже может появиться больше возможностей для роста, в том числе в формате гипермаркетов, заключает он.