Владелец «Пятерочек» решил делать сам кассы самообслуживания

Так запуск нового сервиса во всех сетях Х5 обойдется дешевле
В 11 московских «Пятерочках» уже тестируются 67 касс самообслуживания /Андрей Гордеев / Ведомости

Крупнейший российский ритейлер X5 Retail Group занялся производством касс самообслуживания, рассказал «Ведомостям» его представитель. Компания сама разработала как устройства, так и программное обеспечение. Аппараты оснащены мультитач-экраном, 2D-сканером для распознавания штрихкодов, стереодинамиками, микрофоном для звуковых приложений и голосовых сервисов, 3D-камерой и проч. Купюроприемника нет, говорит представитель ритейлера. Интерфейс сделан на основе дизайна похожих устройств в сетях фастфуда – X5 считает, что к нему потребитель уже привык.

В 11 московских магазинах у дома «Пятерочка» уже тестируются 67 касс собственной разработки. После 30 сентября X5 решит, как дорабатывать аппараты и как их внедрять. Планируется, что они будут во всех сетях Х5, говорит представитель ритейлера.

До сих пор X5 ставила устройства производства NCR. Сейчас в 36 «Пятерочках» 178 касс самообслуживания, в 36 гипермаркетах «Карусель» – 176 касс, в 49 супермаркетах «Перекресток» – 177 касс.

NCR – лидер по кассам самообслуживания на российском рынке, сказал представитель российского производителя оборудования для торговли «Штрих-М». По данным NCR, она работает со всеми крупными сетями – помимо X5 это «Магнит», «Лента», «О’кей», «Гиперглобус» и др. Другой игрок – Diebold Nixdorf. Его кассы стоят, например, в Metro Cash & Carry.

Зачем кассы

Основная причина применения касс самообслуживания – оптимизация затрат на оплату труда, ускорение обслуживания покупателей и улучшение сервиса магазина, говорит представитель «Штрих-М». Средний срок окупаемости подобных решений – 2–3 года, сказал руководитель направления систем самообслуживания компании CSI Игорь Чечулин.

Кассы самообслуживания позволяют сократить очередь, увеличить пропускную способность кассовой линии и высвободить людей для работы в торговом зале, перечисляет руководитель по бизнес-консалтингу NCR в России и СНГ Алексей Семенов. Эти же причины называют опрошенные «Ведомостями» представители ритейлеров – X5, «Магнита», «Ашана», «Гиперглобуса», «Вкусвилла». У Metro такие кассы есть в 50 из 94 торговых центров. Ими пользуется до 35% покупателей. В «Магните», у которого 1350 касс самообслуживания, в среднем 40% покупателей выбирают их, а в некоторых регионах – до 70%.

В зонах касс самообслуживания также есть консультанты, отмечает представитель «Гиперглобуса»: «Но система помогает компенсировать нехватку кассиров и незаменима в период отпусков сотрудников».

В магазинах типа «Пятерочки» установка касс самообслуживания может сократить траты на персонал на 5–6%, или 1–2 сотрудников, оценивает гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. В более крупных форматах, где больше штат, экономия может быть меньше.

Но кассы самообслуживания дорогие. Сотрудник крупной розничной сети говорит, что в среднем аппарат без купюроприемника и весов стоит около 330 000 руб., с купюроприемником – больше 500 000–600 000 руб. Но на цену очень сильно влияет объем закупки. В среднем цена системы самообслуживания – около $15 000 (почти 1 млн руб.), говорит представитель «Штрих-М».

Самостоятельная разработка касс позволит существенно сэкономить, сказал директор по инновациям X5 Иван Мельник. Цену кассы он раскрыть отказался, отметив, что в серийном производстве она может быть в 2–4 раза дешевле аналогов в зависимости от модели и объема закупки. Поэтому для масштабирования проекта X5 и решила сама делать аппараты, а не заказывать их у профильного игрока.

Конкуренты в тренде

Х5 не единственная компания с кассами самообслуживания собственной разработки. Среди других «Вкусвилл» и крупнейшая в Восточной Сибири сеть продовольственных магазинов «Командор».

«Вкусвилл» установил 379 касс и все новые точки открывает уже с ними, говорит территориальный управляющий и руководитель проекта «Кассы самообслуживания» Любовь Фролова: «Оборудование наше, сделано на основе наших классических касс в Московской области». Кассы самообслуживания выбирает в среднем 20% покупателей.

«Командор» сначала устанавливал кассы от стороннего вендора, но столкнулся со сложностями при интеграции своей программы лояльности, говорит директор по IT ритейлера Павел Сергеев. Тогда компания задумалась о собственной разработке: у нее был опыт создания софта, решение от вендора было недешевым, были и трудности с комплектующими и их ремонтом. Как говорит Сергеев, ритейлер сам сделал программное обеспечение, а «железо» – внешний подрядчик по техзаданию; весь процесс занял около года. Сейчас у «Командора» две кассы самообслуживания своей разработки, ритейлер изучает, как масштабировать этот опыт. Собственная разработка оказалась дешевле решения от вендора не столько по цене покупки, сколько в обслуживании и ремонте. Но такой опыт может не подойти всем ритейлерам, отмечает Сергеев: нужны высококвалифицированные разработчики.

Некоторые ритейлеры разрабатывают свои кассы самообслуживания. Но проблема таких разработок в том, что они не имеют развития, полагает Семенов: «Создать работающий блок самообслуживания, подключив сканер к кассовому терминалу, не так сложно – но что дальше?» Постоянные опытно-конструкторские разработки для обновления оборудования, добавления функций и устройств дороги, особенно для компаний, которые на этом не специализируются, рассуждает он. «Ритейлер должен заниматься розничным бизнесом, а не проектировать технических монстров, – уверен Семенов. – Это лучше доверить профессиональным компаниям с опытными инженерами, а не менеджерам по «инновациям» в технологиях продаж».

С Семеновым согласен и представитель «Штрих-М». Кассы самообслуживания – это высокотехнологичное оборудование, касса должна работать как часы, указывает он: «Мы бы не рекомендовали ни одному из ритейлеров экспериментировать со своими покупателями. Все же основной задачей ритейлера является оказание высококачественного уровня обслуживания клиентов, а никак не производство касс самообслуживания».

С другой стороны, самостоятельная разработка касс самообслуживания позволит существенно сэкономить при масштабировании проекта на всю сеть, отмечает Бурмистров: на 30 июня 2019 г. под управлением Х5 было более 15 000 магазинов.

В подготовке статьи участвовал Артур Арутюнов