Китайскому автоконцерну Haval разрешат заключить инвестконтракт на прежних условиях

Новые, более жесткие условия контракта в России уже вступили в силу
Сергей Бобылев / ТАСС

Минпромторг готовит поправки в закон «О промышленной политике». Они позволят заключить специальные инвестиционные контракты (СПИК) на прежних условиях, в августе были утверждены условия нового контракта так называемого СПИК 2.0. Но это смогут сделать лишь те, кто успел согласовать заявку на межведомственной комиссии (МВК), следует из уведомления, размещенного Минпромторгом на сайте regulation.gov.ru. Изменения будут внесены для исполнения решений, принятых по итогам совещания у премьер-министра Дмитрия Медведева 21 ноября 2019 г. Это делается «во избежание возникновения негативных последствий для инвесторов и в целях защиты законных ожиданий инвесторов при прохождении этапов заключения СПИК», говорится в уведомлении.

1 августа стало известно, что межведомственная комиссия по заключению СПИК одобрила проект китайского автоконцерна Great Wall. Он предполагает развитие уже построенного автозавода по выпуску автомобилей Haval в Тульской области, инвестиции в него уже составили $500 млн. Компания намерена вложить более 42 млрд руб. в создание производства автомобилей в suv-сегменте с глубокой локализацией ключевых компонентов, таких как двигатель, коробка передач, электронные блоки и системы управления автомобилем, пояснял Минпромторг. Но контракт (его планировалось заключить с российской «дочкой» автоконцерна – «Хавейл мотор мануфэкчуринг рус») так и не был подписан. Все остальные крупные российские автопроизводители успели заключить СПИК на прежних условиях. Крупнейший по заявленным инвестициям контракт (70 млрд руб.) был подписан с «АвтоВАЗом» с привлечением альянса Renault-Nissan-Mitsubishi. 

В обмен на повышение локализации компании, подписавшие СПИК, получают гарантии неухудшения налоговой нагрузки, налоговые льготы, доступ к госзакупкам и другим мерам поддержки. Условия заключения таких контрактов изменились в августе 2019 г. Были отменены требования по минимальному размеру инвестиций (ранее – не менее 750 млн руб.), увеличен предельный срок действия контрактов (с 10 до 15 лет – при вложениях менее 50 млрд руб., до 20 лет – при инвестициях свыше 50 млрд руб.). Кроме того, если раньше компания без конкурса и в индивидуальном порядке договаривалась о том, в какие проекты будет инвестировать, то теперь – лишь в локализацию определенных технологий (список формируют власти), а проект должен пройти конкурсную процедуру. 

Какие еще компании помимо Great Wall смогут воспользоваться прежними условиями СПИК, представитель Минпромторга во вторник вечером не пояснил. Это касается еще некоторых проектов в фармацевтической отрасли, знает сотрудник одной из компаний, уже подписавших инвестконтракт. 

От автопрома заявку на подписание СПИК также подавала немецкая BMW, чьи машины собираются по контрактной схеме на калининградском «Автоторе». Но «они сами заморозили процесс рассмотрения своей заявки», пояснял в сентябрьском интервью «Ведомостям» министр промышленности и торговли Денис Мантуров. «Мы коллег предупреждали (в последний раз видел их в мае), что у них остается мало времени и после принятия нового формата СПИК 2.0 мы не сможем подписывать контракты на прежних инвестиционных условиях. Что, собственно, и случилось [после 13 августа], – говорил он. – Как я понимаю, коллеги выбрали основным вариантом развитие на площадке «Автотора». Представитель BMW во вторник не стал рассказывать о производственных планах компании. Представитель Haval на вопросы «Ведомостей» не ответил.

Great Wall уже построила завод в России и продолжает его развивать, поэтому заключением с ней контракта на старых условиях СПИК обеспечит равные условия работы в отрасли, комментирует аналитик «ВТБ капитала» Владимир Беспалов.