«Татнефть» намерена вернуться в Ирак вместе с «Зарубежнефтью»

Но компании могут столкнуться с иностранной конкуренцией и политическими сложностями
Андрей Гордеев / Ведомости

«Татнефть» и «Зарубежнефть» в феврале подписали меморандум о взаимопонимании, компании готовы к совместной реализации проектов на территории Ирака, в автономном регионе Курдистан, а также в странах Ближнего Востока и Северной Африки, сообщил «Интерфакс» 7 апреля.

«Татнефть», в частности, рассматривает возможность оказания нефтесервисных услуг на иракском рынке, в том числе по бурению скважин и геодезическим исследованиям, а также по развитию нефтепереработки, участие в контрактах по строительству, проектированию и закупке оборудования, поставкам шинной продукции. Эти вопросы 9 апреля в Казани будет обсуждать президент Татарстана Рустам Минниханов (председатель совета директоров «Татнефти») с министром нефти Ирака Ихсаном Исмаилом.

В начале марте с Исмаилом встречался вице-премьер РФ Александр Новак. Они обсуждали перспективы российских нефтегазовых проектов на территории Ирака. Новак отмечал, что накопленные инвестиции нефтегазовых компаний РФ в иракские проекты превысили $10 млрд.

В аппарате Новака, «Татнефти» и «Зарубежнефти» на уточняющие вопросы «Ведомостей» не ответили.

В июле 2019 г. занимавший тогда пост министра нефти Ирака Тамер аль-Гадбан рассказывал «Ведомостям», что ряд российских участников интересуется газовым месторождением Мансурия, в частности «Газпром нефть» и «Зарубежнефть». Он подчеркивал, что открытого конкурса не предполагается, только прямые приглашения. Месторождением также интересовались компании из Китая и Турции. Месторождение с ресурсами около 130 млрд куб. м газа расположено на востоке Ирака.

В настоящее время «Татнефть» и «Зарубежнефть» не реализуют проекты в Ираке.

«Татнефть» присутствовала в стране с 1995 г., разрабатывала технико-экономическое обоснование на освоение ряда нефтяных месторождений и блоков страны, в частности на крупнейшем нефтяном месторождении Киркук, были согласованы контракты по их разработке. Однако к работе «Татнефть» так и не приступила из-за международных санкций против Ирака. До войны в 2003 г. «Татнефть» также бурила в Ираке скважины для сторонних заказчиков в рамках программы ООН «Нефть в обмен на продовольствие», поставляла нижнекамские шины. В 2009 г. компания подтверждала интерес к проектам в Ираке. В 2010 г. «Татнефть» вела с «Лукойлом» переговоры о взаимном сотрудничестве по оказанию сервисных услуг в Ираке на месторождении «Западная Курна – 2».

Заключенный меморандум о сотрудничестве не предполагает обязательной реализации программ, речь идет лишь о большой заинтересованности компаний в проектах в Ираке, отмечает управляющий директор ИК «Универ капитал» Артем Лютик. По его словам, «Татнефть» и «Зарубежнефть» в будущем могут заняться разными направлениями деятельности, все будет зависеть от конкретных договоренностей с местными властями.

Российские нефтяные компании имеют хорошие перспективы на иракском рынке, считает директор Центра нефтяных исследований Caspian Barrel Ильхам Шабан. При этом он отметил, что этот рынок интересен всем крупным нефтегазовым игрокам, от Юго-Восточной Азии до Европы, поэтому компании из РФ столкнутся здесь с серьезной конкуренцией. Эксперт добавил, что Ирак привлекателен не только с точки зрения рынка нефти, но и газа. «Если будет успешно реализована правительственная программа по развитию газа, в перспективе можно ожидать, что Ирак станет второй газовой державой в мире», – заключил Шабан.

Газовые активы (месторождение Мансурия) вряд ли входят в область интересов «Татнефти», полагает управляющий эксперт ПСБ Екатерина Крылова. Скорее всего, нефтесервис и нефтепереработка будут основными направлениями работы в Ираке для «Татнефти» и «Зарубежнефти», считает она. Обе компании заинтересованы в развитии деятельности в Ираке, поэтому объединение в некий консорциум – возможно, лучшее решение, учитывая прошлый негативный опыт работы компаний в стране, отмечает Крылова. К тому же это позволило бы не только разделить риски, но и охватить больший спектр услуг.

Ожидать серьезной конкуренции между российскими компаниями на иракском рынке не следует, так как наиболее высокой доходностью обладают месторождения на территории РФ, говорит аналитик Райффайзенбанка Андрей Полищук. «Ближний Восток интересен, прежде всего, быстроразвивающимся компаниям, у которых много свободных средств, либо совместным предприятиям, готовым к риску ради хорошей доходности», – отметил он. Эксперт также добавил, что для иностранных компаний месторождения Ближнего Востока обладают относительно высокой доходностью, однако политическая нестабильность в регионе является сдерживающим фактором.

Положение российских компаний на иракском рынке будет определяться, прежде всего, политической ситуацией в регионе, полагает Полищук. За относительно высокие риски компании рассчитывают на дополнительную доходность. При этом он отметил, что «Татнефть» и «Зарубежнефть» могут рассматривать не только Ирак, но и Ближний Восток в целом.

Он также отметил, что партнерство компаний может быть нацелено на уменьшение финансовых и политических рисков. По словам эксперта, в связи с нестабильной политической ситуацией на Ближнем Востоке в более выгодной позиции оказываются компании с крупным участием государства, так как в таком случае их интересы отстаиваются на дипломатическом уровне.

При этом он напомнил, что российские компании не раз уже пробовали выйти на ближневосточный рынок, однако существенных успехов не добивались. Крупным реализованным проектом в качестве примера эксперт привел опыт «Лукойла» с проектом «Западная Курна – 2», но и там были вопросы к рентабельности и велись переговоры по пересмотру условий. Другим российским компаниям уже несколько раз приходилось останавливать работы из-за политической ситуации, заключил он.​

Сейчас из российских нефтяных компаний в Ираке и Иракском Курдистане работают «Лукойл» («Западная Курна – 2», блок 10 – месторождение Эриду), «Газпром нефть» (месторождение Бадра, блоки Garmian и Shakal в Курдистане) и «Роснефть» (доля в операторе экспортного нефтепровода из Курдистана в Турцию, доля в пяти добычных блоках, блок 12 – месторождение Салман). Среди иностранных компаний в Ираке представлены BP (Великобритания), ExxonMobil (США), Total (Франция), Eni (Италия), Kogas (Республика Корея), China National Petroleum Corp (CNPC), Petronas (Малайзия), ТРАО (Турция) и т. д.