«Лента» станет вторым крупнейшим ритейлером в Москве по числу супермаркетов

Это будет возможно благодаря покупке сети Billa
С приобретением Billa «Лента» станет второй по числу супермаркетов в Москве/ Евгений Разумный / Ведомости

«Лента» покупает сеть супермаркетов Billa у Rewe Group за 215 млн евро, сообщили стороны. Российская компания получит 161 супермаркет общей торговой площадью 138 000 кв. м, большая часть которых находится в Москве и Подмосковье, а также распределительный центр в подмосковном Быкове. Ожидается, что сделка будет закрыта летом этого года после получения разрешения Федеральной антимонопольной службы.

В сообщении сторон говорится также, что бренд Billa будет ликвидирован, супермаркеты планируется переименовать в «Ленту».

«Лента», принадлежащая «Севергрупп» Алексея Мордашова, на конец 2020 г. включала 254 гипермаркета и 139 супермаркетов. Ее выручка в прошлом году составила 445,5 млрд руб., чистая прибыль – 16,5 млрд руб. По данным Infoline, она занимает четвертое место среди крупнейших ритейлеров по выручке. Сделка c Rewe Group даст «Ленте» «доступ к зрелой сети магазинов с устойчивым потоком покупателей, в том числе в центральных районах Москвы», а также позволит удвоить общее количество супермаркетов, следует из сообщения ритейлера.

Также компания рассчитывает расширить онлайн-доставку на всю территорию Москвы за счет удачного расположения магазинов Billa. Там же сказано, что общая доля «Ленты» в регионе после покупки Billa составит 3%.

Rewe Group с оборотом в 61 млрд евро, по собственным данным, является лидером в сфере розничной торговли и туризма в Германии. Магазины Billa работают в 22 европейских странах, а также в России и на Украине. На российский рынок компания вышла в 2004 г. В 2020 г. выручка российского бизнеса составила почти 48 млрд руб., чистый убыток – 1,69 млрд руб. Продажа российского бизнеса связана с желанием сконцентрироваться на успешных рынках Европейского союза, сообщил член правления Rewe International Эспен Б. Ларсен. По его словам, компания стремится занимать лидирующие позиции во всех странах присутствия, а «рыночная ситуация в России не позволяет этого, несмотря на большие инвестиции».

«Лента» покупает Billa по цене ниже рыночной, утверждает аналитик Газпромбанка Марат Ибрагимов. Это может быть связано с динамикой финансовых показателей: выручка у сети в 2020 г. сократилась на 3,7%, при этом компания убыточна последние три года, говорится в обзоре Газпромбанка. Кроме того, у компании еще и высокие операционные издержки – 113 000 руб./кв. м торговых площадей. Это в три раза выше, чем у «Ленты», сказано в обзоре. Можно предположить, что новый владелец сможет существенно улучшить операционную эффективность за счет оптимизации расходов, а также улучшения закупочных условий. Кроме того, компания отставала от многих других конкурентов, потому что не работала в онлайне, говорит партнер Data Insight Федор Вирин.

Компании было сложно развиваться после введения продуктового эмбарго, когда выпала часть импортного ассортимента, отмечает Андрей Карпов, президент Российской ассоциации экспертов рынка ритейла. Кроме того, часть аудитории у таких супермаркетов отнял «Вкусвилл». Компания также не выдерживала конкуренцию и с другими крупными конкурентами, такими как «Перекресток» и «Лента», добавляет гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров.

С приобретением Billa «Лента» станет второй по числу супермаркетов в Москве, утверждает сам ритейлер. Это подтверждается и данными «Infoline-аналитики». Лидер рынка – X5 Group. Покупка магазинов Billa позволит значительно укрепить позиции «Ленты» в Московском регионе, где традиционно у ритейлеров высокая плотность продаж и хорошая рентабельность, добавляет Артем Михайлин из «Велес капитала». Компания, по его словам, сможет покрыть доставкой всю Москву и ускорить развитие онлайн-сегмента.