Продажа Uber долей в ряде сервисов «Яндексу» может означать уход ее из России, считают аналитики

В самой компании с этим не согласны
Андрей Гордеев / Ведомости

«Яндекс» выкупает 33,5% долей Uber в «Яндекс.Еде», «Яндекс.Лавке» и «Яндекс.Доставке», сообщила она 31 августа. В сделку, которую планируется закрыть до конца этого года, также войдет 18,2% в компании Yandex SDG, которая занимается беспилотными автомобилями и роверами. За все это «Яндекс» заплатит $1 млрд, его доля в этих компаниях составит 100%, следует из сообщения. Там также сказано, что он выкупит еще и 4,5% акций в «Яндекс.Такси», увеличив свою долю в нем до 71%. Кроме того, у «Яндекса» останется опцион на приобретение оставшейся доли Uber в этой компании за $1,8–2 млрд в течение двух лет.

Данная сделка фактически означает выход Uber из российского бизнеса, считает старший аналитик по сектору IT и телеком Газпромбанка Анна Куприянова. Она напоминает, что компания уже некоторое время не участвует активно в его развитии.

С ней согласен и генеральный директор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров, который отмечает, что Uber в случае реализации опциона по продаже доли в «Яндекс.Такси» получит почти десятикратный прирост стоимости бизнеса за период действия совместного предприятия. По его мнению, теперь компания сконцентрируется на развитии бизнеса на своем родном рынке в США, на котором она уже столкнулась с ухудшением финансовых показателей из-за недостатка водителей и усиления регуляторного давления. В частности, в сегменте доставки еды она уже уступает долю другим игрокам (Doordash, Gopuff, Instacart), а подразделения по разработке беспилотных автомобилей Uber ATG и вовсе была вынуждена продать, считает эксперт.

По словам Бурмистрова, проекты в сегменте электронной коммерции в России не являются для Uber стратегическими, она вряд ли была заинтересована в активных инвестициях в них. Представитель «Яндекса» же с этим не согласен. По его словам, Uber остается совладельцем совместного предприятия, в которое входят сервисы такси, каршеринга и проката самокатов. Опцион дает лишь право на выкуп доли в СП, но не обязательство, говорит собеседник «Ведомостей». По его словам, права на использование бренда Uber продлены до 2030 г. Запрос в глобальную Uber остался без ответа.

«Яндексу» сделка с Uber позволит самостоятельно развивать свои быстрорастущие направления в сегменте электронной коммерции, в том числе и на зарубежных рынках, говорит партнер исследовательского агентства Data Insight Борис Овчинников. С ним согласен и Бурмистров, который отмечает, что у сегмента электронной коммерции на фоне пандемии коронавируса есть огромный потенциал для развития, поэтому он требует масштабных инвестиций. Только в этом году «Яндекс» планировал вложить в это направление около $650 млн, напоминает Бурмистров. Сделка, скорее всего, означает желание «Яндекса» увеличить объемы прямых инвестиций в сервисы, соглашается один из основателей «Самоката», Родион Шишков. Об этом же говорит и Куприянова. Она обращает внимание на то, что в последние годы данные сервисы и так курировал преимущественно топ-менеджмент «Яндекса».

Овчинников ожидает, что эта сделка приведет к изменению структуры управления бизнесом «Яндекса». Он считает, что сервисы по доставке («Яндекс.Еда», «Яндекс.Лавка») будут отделены от транспорта («Яндекс.Такси» и «Яндекс.Драйв»). Овчинников напоминает, что именно необходимостью совместного управления и было обусловлено объединение всех этих компаний в единую группу.

Сумму сделки Бурмистров считает рыночной. Овчинников же говорит, что она определяется не текущими финансовыми показателями, а исходя из их дальнейшего потенциала. Он полагает, что в перспективе с учетом этого их общая стоимость может составить около $10 млрд, что на порядок выше цены приобретения.

Рынок отреагировал на сделку уверенным ростом курса акций «Яндекса» – на 4,5%, при том что российские индексы по итогам 31 августа незначительно снижались.