Трейдеры начали перенаправлять СПГ из Азии в Европу

Газовый рынок ЕС может остаться премиальным до весны
Газовоз LNGShips Manhattan с грузом американского СПГ изначально шел в Китай, но поменял курс и уже находится в Роттердаме/ Harry Klenner / MarinETraffic.com

Резкий рост спотовых цен на газ в Европе привел к тому, что рынок ЕС стал для трейдеров выгоднее азиатского. Танкеры, доставляющие сжиженный газ (СПГ) в Азию, начали менять курс, сообщила Financial Times (FT). «Суда <...> в середине рейса меняют курс для снабжения европейских потребителей, готовых платить больше», – пишет издание.

О том, что традиционная для рынка СПГ азиатская премия (более высокие, чем в других регионах, цены на газ в КНР, Японии и других странах Восточной Азии) после нескольких дней ценового ралли на спотовом рынке Европы сменилась на европейскую, еще 21 декабря говорили «Ведомостям» аналитики. В этот день спотовые котировки в Европе перешагнули историческую отметку в $2000 за 1000 куб. м, обновив абсолютный рекорд начала октября.

22 декабря спотовые цены на голландском хабе TTF, по данным биржи ICE, росли до $2123 за 1000 куб. м. При этом, согласно сведениям Platts и расчетам «Ведомостей», в Азии 21 декабря 1000 куб. м стоили около $1760. Таким образом, европейская премия сейчас составляет около $350. По оценке старшего консультанта Vygon Consulting Екатерины Колбиковой, на 21 декабря премия газовой котировки на хабе TTF к японско-корейскому маркеру JKM составила $360 за 1000 куб. м.

По данным агентства Bloomberg, идущее из США судно Minerva Chios развернулось в Индийском океане и теперь направляется к Суэцкому каналу для доставки СПГ в Европу. Газовоз LNGShips Manhattan с грузом американского СПГ изначально шел в Китай, но поменял курс и уже находится в Роттердаме. Смену курса и движение этих судов можно наблюдать и в базе данных о судах Marinetraffic.

Также, как сообщает FT, в Европе ожидается первая с 2009 г. партия австралийского СПГ. Газовоз должен доставить топливо в Барселону 24 декабря, после того как большая часть партии была отправлена в Китай в начале декабря. Глава Gunvor (один из крупнейших СПГ-трейдеров) Торбьёрн Торнквист сказал FT, что в декабре в Европу прибудет на 15–20 газовозов больше, чем ожидалось ранее.

Данных о том, сменилась ли логистика поставок российских поставщиков СПГ, нет. «Ведомости» направили запросы в «Новатэк» (владеет СПГ-заводом «Ямал СПГ»), «Совкомфлот» (перевозчик СПГ), оператору СПГ-проекта «Сахалин-2» «Сахалин энерджи».

Источник «Ведомостей» в российской судоходной компании поясняет, что ситуация с перенаправлением судов в Европу пока касается только американских и австралийских партий СПГ, но у российских поставщиков сейчас «все по плану и никаких изменений курса нет».

На европейский рынок оказывает давление нехватка газа в подземных хранилищах (ПХГ). Пo данным Gas Infrastructure Europe, 20 декабря хранилища были заполнены всего на 59% (63 млрд куб. м). При этом «Газпром» – ключевой поставщик трубопроводного газа в ЕС – продолжает политику стабильных поставок по долгосрочным договорам, не выбрасывая на европейский рынок дополнительных объемов топлива. 22 декабря российская компания вновь не стала бронировать мощности газопровода Ямал – Европа через Польшу. В итоге сейчас труба работает в реверсном режиме, газ полякам поступает с территории Германии.

Кроме того, на январь 2022 г. «Газпром» для прокачки через Польшу забронировал лишь 19,26 млн куб. м газа в сутки из 89,1 млн куб. м, а также не стал выкупать дополнительные транзитные мощности Украины. В «Газпроме» подчеркивали, что поставки по газопроводу Ямал – Европа осуществляются в соответствии с заявками потребителей, а свои обязательства компания выполняет в полном объеме.

Исторически цены на газ в Азии чаще всего обгоняли европейские, но сложившаяся ситуация показывает, что наиболее перегретым стал рынок Европы, отметил старший директор группы по природным ресурсам Fitch Ratings Дмитрий Маринченко. «Изменение курса танкеров – объяснимое явление, при таком высоком ценовом дифференциале трейдеры пытаются заработать на эксплуатации географического арбитража, в итоге это должно привести к выравниванию котировок», – полагает эксперт.

Для спотового рынка появление европейской премии – явление не уникальное, но нетипичное, отметил аналитик по газу Центра энергетики МШУ «Сколково» Сергей Капитонов. По словам эксперта, на спотовом рынке регулярно возникают ситуации, когда поставщики газа меняют курсы своих судов под влиянием рыночных цен. Аналитик Райффайзенбанка Андрей Полищук говорит, что на нефтяном рынке смена курса танкеров под влиянием рыночной конъюнктуры регулярна, на газовом это распространено меньше, но тоже не редкость. Капитонов обратил внимание на то, что в 2020 г. на спот приходилось лишь около 40% от мирового рынка СПГ, а остальные 60% поставлялись по долгосрочным контрактам. В нынешнем же году процент спотовых поставок СПГ будет еще меньше, добавил он.

По мнению Капитонова, сохранение европейской премии будет зависеть прежде всего от погодного фактора, а также от действий «Газпрома», в частности от отказа наращивать прокачку по газопроводу Ямал – Европа. Маринченко считает, что неопределенность вокруг [сертификации] «Северного потока – 2» и поставок из России, которая может продлиться еще несколько месяцев, будет способствовать сохранению европейской премии, но переориентация части СПГ с США на Европу позволит несколько ограничить ее. Старший аналитик BCS Global Markets Рональд Смит полагает, что европейская премия продержится несколько дней или пару недель, после чего паритет на рынке будет восстановлен. Но он не исключил, что до конца сезона она может еще несколько раз вернуться, особенно на фоне отгрузки газа из ПХГ Европы.

Чаще всего спрос на СПГ на азиатском рынке показывает более высокие темпы роста, поэтому азиатская премия возвращается достаточно быстро, а ее размер зависит от объема дефицита или профицита СПГ в регионах, отметила Колбикова. Она добавила, что в соответствии с ожиданиями инвесторов европейская премия будет расти до уровня в $470 за 1000 куб. м в феврале и исчезнет не раньше конца марта или начала апреля.