В России в 2022 году выросло количество нелегальных таксистов

Серый рынок такси растет из-за резко подорожавшего для них ОСАГО
Водители такси – это высокорисковый сегмент/ Евгений Разумный / Ведомости

Количество официальных разрешений на работу такси в России в 2022 г. уменьшилось на 50 000, выяснили «Ведомости». Как следует из данных публичной автоматизированной информационной системы «Такси» (ПАИС; создана в 2018 г. по инициативе НКО «Международный евразийский форум «Такси»), на 1 июня 2022 г. в реестр внесено менее 410 000 лицензий, каждая из которых выдается на один автомобиль. Еще в декабре 2021 г. их было около 460 000.

Но количество индивидуальных предпринимателей, занимающихся частным извозом, осталось примерно таким же, утверждает руководитель центра компетенций «Международного евразийского форума «Такси» Станислав Швагерус. Он добавил, что после начала пандемии коронавируса в 2020 г. государство разрешило продлевать лицензии и другие виды разрешительных документов на перевозки в такси автоматически на 12 месяцев, а их получение или переоформление проходит по упрощенной схеме. «Но таксисты отзывают имеющиеся лицензии и перевозят пассажиров, не имея соответствующих разрешений», – сказал Швагерус «Ведомостям».

Сильнее всего в июне 2022 г. к декабрю прошлого года, согласно данным ПАИС «Такси», уменьшилось число лицензий такси в Дагестане (на 77%), Новосибирской области (на 55%), Татарстане (на 45%), Тюменской области (на 35%).

Основная причина ухода на нелегальное положение, полагает Швагерус, значительно выросшие тарифы ОСАГО для машин такси. Стоимость полиса ОСАГО для юрлица, осуществляющего перевозки легковым такси, больше в 2,5 раза, чем для автомобиля юрлица без лицензии такси, следует из данных Транспортной ассоциации Московской агломерации (ТАМА). Для физлица ОСАГО, по словам Швагеруса, обойдется в среднем в 10 раз дешевле.

Начальник управления продукт-менеджмента и маркетинга страховой компании МАКС Евгений Попков подтвердил «Ведомостям», что в конце 2021 г. верхняя стоимость полиса ОСАГО для такси «значительно сдвинулась в большую сторону». Помимо расширения тарифного коридора на 30% заметное влияние на цену, по его словам, оказывают и возросшие значения коэффициента бонус-малус (КБМ; показатель безаварийного вождения). «Водители такси, наматывая по 100 000 км в год, крайне редко имеют положительную историю аварий.

Поэтому львиная доля полисов [для них] оформляется с высоким КБМ – от 1,17 и выше, – поясняет Попков. – В результате таксист даже с чистой историей в графе «аварии» при оформлении полиса в Москве должен готовиться к платежу от 26 000 до 61 000 руб.». Если же у автовладельца негативная статистика аварийности прошлых лет, добавляет он, то цена годового ОСАГО может достигать «небывалых ранее» 100 000 руб. 

Старший управляющий продуктом по автострахованию «РЕСО-гарантии» Павел Яковлев уточняет, что с середины июня 2022 г. планируется очередное повышение стоимости ОСАГО на 30%.

По данным Российского союза автостраховщиков (РСА), за пять месяцев 2022 г. более чем в трети аварий (37,4%) с участием такси именно их водители становились виновниками ДТП. В прошлом году этот показатель был на 1,2 п. п. ниже и составлял 36,2%. Аналогичный коэффициент для автовладельца, который пользуется машиной только в личных целях, составляет в среднем 5% (т. е. вероятность аварии по его вине в 7 раз ниже).

Водители такси – это высокорисковый сегмент, говорит директор по управлению портфелем ОСАГО «Росгосстраха» Юрий Стрекалов, и при расчете стоимости полиса ответственный страховщик «использует максимальное значение базового тарифа». Но и сами страховые компании, по словам председателя Общественного совета по развитию такси в регионах РФ Ирины Зариповой, «с неохотой» оформляют такие полисы ОСАГО.

«Интенсивность эксплуатации такси намного выше, чем личного автомобиля. Растут риски, поэтому для страховой компании такие полисы являются убыточными», – сказала она «Ведомостям».

«Страховые компании прибегают к избыточной бюрократии и затягивают сроки получения страховки: рассматривают заявление месяц, говорят о нехватке каких-то отдельных документов, предлагают осмотреть автомобиль в одном-единственном пункте далеко за городом и т. д.», – рассказал «Ведомостям» директор по развитию «Таксовичкоф» Анатолий Малышев.

По информации РСА, объем страховых выплат по полисам ОСАГО для такси в 2022 г. превышает общую для этого сегмента страховую премию на 44,2%, т. е. страховщикам этот сегмент рынка приносит 44,2 руб. убытков на каждые 100 руб. полученной в этом сегменте страховой премии. Средняя премия (т. е. цена ОСАГО) для такси за пять месяцев 2022 г. составила 22 987 руб., увеличившись к 2021 г. на 20%.

При этом показатели убыточности и частоты ДТП, по данным РСА, «существенно отличаются в различных таксопарках»: есть те, в которых эти показатели находятся на уровне общественного транспорта, а есть такие, где частота ДТП превышает 100%. «Такие различия вызваны в первую очередь тем, что в разных таксопарках по-разному настроена система допуска и контроля водителей: чем хуже она работает, тем выше аварийность», – пояснил «Ведомостям» представитель ассоциации.

В регионах, где в отличие от Москвы практически нет камер видеофиксации нарушений, до 30% водителей вообще не оформляют полисы ОСАГО, предпочитая заплатить штраф (составляет 500–800 руб. – «Ведомости»), отмечает Зарипова. Таких бомбил, по словам Зариповой, не останавливает даже штраф в 5000 руб. за перевозку пассажиров в такси без лицензии.

По данным Аналитического центра при правительстве РФ, число таксистов-нелегалов сократилось в коронавирусный 2020 год и начало расти вместе с восстановлением рынка такси в 2021 г. Доля нелегальных поездок в такси за 2021 г. достигла 22%, а общий доход от таких поездок – 157 млрд руб. Общий объем рынка в 2021 г. оценивается в 977 млрд руб.

Чтобы вывести бизнес из серой зоны, таксисты Республики Коми, например, предлагали региональным властям субсидировать компаниям такси стоимость ОСАГО, говорит Зарипова. С аналогичной просьбой в департамент транспорта Москвы в конце мая 2022 г. обращалась и ассоциация ТАМА (письмо есть у «Ведомостей»). В письме ассоциация указывает, что субсидирование сделает одинаковыми условия работы такси, зарегистрированных в Москве и Подмосковье, поскольку страховой коэффициент для столичных автомобилей выше (составляет 1,8), а также позволит поддержать сектор в условиях антироссийских санкций. «Ведомости» направили запрос в дептранс Москвы.

Глава Союза пассажиров Кирилл Янков считает, что субсидирование полисов ОСАГО из бюджета – это «нелогичный для государства шаг», поскольку государство их стоимость и повысило. «Если этот рост не оправдан, то нужно снижать стоимость ОСАГО, а не выплачивать компенсации из бюджета [таксистам]», – говорит он. В прямых дотациях в условиях антироссийских санкций, по его мнению, значительно больше нуждаются другие транспортные отрасли, например авиация. Более полезным, по его мнению, было бы обязать сервисы по заказу такси проверять наличие полисов ОСАГО (сейчас это обязаны делать таксопарки. – «Ведомости»). В «Яндекс.Такси», такси «Максим» и «Ситимобиле» на момент сдачи номера не ответили на запросы «Ведомостей».