Бизнес просит правительство заморозить индексацию тарифа «Платона» на 2023 год

Это позволит не увеличивать транспортную составляющую в конечной цене товаров
Сейчас очень важно создать независимую от других стран логистическую систему  / Денис Абрамов / Ведомости

Предпринимательские объединения, представляющие крупнейшие производственные, торговые и транспортные компании, 12 июля направили письмо на имя первого вице-премьера Андрея Белоусова с просьбой дать поручение о моратории на индексацию тарифа системы «Платон» на 2023 г. Копия письма есть в распоряжении «Ведомостей».

Оно подписано руководителями Ассоциации международных автомобильных перевозчиков, Национального союза экспертов в сфере транспорта и логистики (СЭЛ), Российского автотранспортного союза, Национальной мясной ассоциации, Союза производителей соков, воды и напитков, Национального союза производителей молока («Союзмолоко»), Ассоциации компаний интернет-торговли, Ассоциации производителей и поставщиков продовольственных товаров «Руспродсоюз», Российского зернового союза и НП «Русбренд».

Отраслевые объединения считают, что заморозка тарифа «Платона» позволит и минимизировать негативные последствия и избыточную нагрузку на бизнес, и реализовать планы по модернизации дорожного комплекса страны. «Учитывая текущие изменения в экономике в условиях санкционного давления и степень влияния их на российский бизнес и экономику в целом, резкий рост любых издержек бизнеса неминуемо приведет к падению выручки, убыткам и банкротству компаний, работающих в разных сферах», – говорится в письме.

По мнению предпринимателей, дополнительные издержки вынужденно отразятся на стоимости затрат на перевозку товаров (включая социально значимые) и, как следствие, на конечной стоимости продукции.

Официальный представитель Белоусова отказался от комментариев. Источник «Ведомостей» в его аппарате уточнил, что письмо поступило и будет расписано ведомствам на проработку.

Кому принадлежит «Платон»

Оператором «Платона» является «РТ-инвест транспортные системы» (РТИТС). По данным ЕГРЮЛа, 50% компании принадлежит «РТ-инвесту», 23,5% – Игорю Ротенбергу, 19% – Андрею Шипелову и оставшиеся 7,5% – гендиректору РТИТС Антону Замкову. Среди совладельцев «РТ-инвеста» – Шипелов через компанию «Царицын капитал» (35%) и «Ростех» (25,1%). Оставшиеся 39,99% – у председателя совета директоров «РТ-инвеста», бывшего заместителя гендиректора «Ростеха» Сергея Скворцова.

«Платон» – система сбора платы с грузовиков массой более 12 т за проезд по федеральным дорогам, которая должна компенсировать вред, причиняемый ими этим трассам. Система была запущена 15 ноября 2015 г., ее тариф регулируется государством и подлежит ежегодной индексации по уровню инфляции. Сейчас он составляет 2,54 руб. за 1 км, увеличившись на 20 коп. с 1 февраля. Собранные средства перечисляются в федеральный дорожный фонд.

В конце июля Росавтодор должен опубликовать плановый прогноз индексации тарифа «Платона» на будущий год. По прогнозам Минэкономразвития, инфляция в России в 2022 г. составит 17,5%. Это приведет к необходимости индексации тарифа «Платона» более чем на 50 коп. за 1 км (до 3,04 руб. за 1 км), говорится в письме бизнес-лобби Белоусову. Это, по оценкам объединений, может стать самой высокой индексацией тарифа за все периоды.

В Минтрансе на вопросы «Ведомостей» традиционно не ответили. Представитель Росавтодора ограничился напоминанием, что размер будущего тарифа «Платона» будет определен с учетом информации Росстата о фактическом изменении индекса потребительских цен (инфляции) за указанные периоды.

По словам источника «Ведомостей», близкого к Минтрансу, никаких регуляторных решений для заморозки тарифа «Платона» в ведомстве сейчас не принимают. «Бизнес-сообществу ответили тишиной», – говорит он.

Это не первая попытка минимизировать издержки бизнеса, связанные со сбором платы с большегрузов. В частности, в начале марта 2022 г. правительство рассматривало предложенную Минэком возможность обнулить сборы в системе «Платон» на полгода. Эта мера даже попала в одну из версий плана первоочередных действий по обеспечению развития российской экономики в условиях санкций («Ведомости» писали об этом 9 марта). Но в итоге профильные ведомства это идею не поддержали, и из плана она была удалена.

Сейчас очень важно создать независимую от других стран логистическую систему и обеспечить ее функционирование из-за разрыва цепочек поставок практически во всех секторах, говорит исполнительный директор СЭЛ Ольга Федоткина. «В текущих условиях полной неопределенности на рынке логистики важно избегать шоковых сценариев, учитывая, что в начале следующего года индексация тарифа «Платона» может стать далеко не единственным увеличением расходов, привязанных к уровню инфляции по всей цепочке», – отмечает она.

«Союзмолоко» поддерживает инициативу по введению моратория, потому что «Платон» является одним из факторов увеличения стоимости перевозки, которая в итоге отражается на конечной цене продукции, считает его гендиректор Артем Белов. «У многих наших компаний увеличилось логистическое плечо. В отдельных случаях оно может достигать 1000 км. Это связано с тем, что рынок фрагментирован, а цены на сырье разные в различных регионах. И многие производители предпочитают закупать сырье в более отдаленных областях, если это экономически целесообразно», – пояснил он.

Среднегодовой пробег большегруза у международного перевозчика составляет около 65 000 км, а платеж «Платону» на одну машину достигает 165 100 руб., оценивает источник «Ведомостей» в одном из объединений, готовивших письмо. После индексации [по прогнозной инфляции], по словам собеседника, плата вырастет до 197 600 руб. в год.

Гендиректор Infomost Consulting Борис Рыбак оценивает инициативу как вполне здравую на фоне существенного повышения затрат на перевозку и реалистичную с точки зрения возможной поддержки властей. «Радикальное изменение экономических условий работы транспортных компаний требует принятия максимальных мер поддержки», – считает он.