«Яндекс» нашел 10 000 новых машин для такси
Таксопарки смогут выкупить их до конца года при посредничестве агрегатора«Яндекс.Такси» договорилось с автопроизводителями о квотах, гарантирующих выделение машин для поставок таксопаркам. Об этом «Ведомостям» рассказал источник в компании и подтвердил человек, близкий к агрегатору. По этим квотам таксопарки – партнеры сервиса смогут купить до 10 000 машин в этом году.
Для сравнения: в предыдущие годы средняя потребность в автомобилях партнеров «Яндекс.Такси» составляла 40 000–50 000 новых машин ежегодно. Компания продолжит переговоры о квотах с автопроизводителями, чтобы вернуться к этому уровню пополнения парка в следующем году, полагает источник.
По словам другого собеседника, текущие квоты партнерам «Яндекса» в совокупности смогли обеспечить «АвтоВАЗ» и большая тройка китайских брендов – Haval, Chery и Geely. Причем скидка на некоторые модели для партнеров сервиса может превышать 20%, отметил он.
Помимо этих марок компания также договаривается о ввозе автомобилей, еще не представленных в России, говорит источник. Например, один из таксопарков, работающих с «Яндексом», с 2021 г. в тестовом режиме эксплуатирует китайскую модель BAIC.
«Яндекс» просил «АвтоВАЗ», а также китайских автопроизводителей BAIC и Chery о поставках машин для лизинговых компаний, с которыми работает «Яндекс.Такси», писал Forbes в начале сентября. Российские таксопарки столкнулись со значительным дефицитом автомобилей и запчастей, а для обновления парка машин «Яндексу» ежегодно нужно 50 000 автомобилей, отмечало издание.
«Яндекс» обычно обращается к автоконцернам и договаривается о квотах на закупку машин, которые затем выкупают лизинговые компании. Они приобретают согласованное количество автомобилей со скидкой за размер партии, после чего предлагают машины вместе с «Яндекс.Такси» партнерам агрегатора. Такая схема считается выгодной для всех участников цепочки.
Компания ведет переговоры со всеми открытыми к диалогу автопроизводителями, чтобы обеспечить партнеров новыми автомобилями, передал «Ведомостям» через представителя директор по развитию бизнеса «Яндекс.Такси» Иван Запольский. По его словам, речь идет не только о квотах на покупку машин, но и о поставках запчастей и централизованном обслуживании автомобилей для такси. «Планируем продолжать переговоры и наращивать квоты для партнеров до конца этого года и в течение следующего», – добавил он.
По словам источника «Ведомостей» в российском офисе Geely, «Яндекс» стал одним из первых среди сервисов такси и каршеринга присматриваться к китайским автомобильным брендам. Geely рассчитывает на дальнейшее развитие сотрудничества с компанией «Яндекс», отметил собеседник. «Яндекс» сейчас берет больше машин, чем остальные, – возможно, из-за того, что у компании в 2022 г. подошел срок частичного обновления парка, полагает источник.
Сотрудничество с «Яндекс.Такси» подтвердил и представитель Chery. «Уже который месяц мы отгружаем им автомобили. Объем частично соответствует их запросам, мы работаем над тем, чтобы удовлетворять их на 100%», – сказал он «Ведомостям», не уточнив конкретное количество поставляемых машин.
Представитель Haval лишь отметил, что за этот год общие продажи автомобилей для такси составили порядка 1000 единиц. Представитель «АвтоВАЗа» от комментариев отказался.
Собирается поставлять машины в интересах «Яндекс.Такси» и производитель электромобилей Evolute – липецкий «Моторинвест» («Ведомости» писали об этом 30 сентября). Речь идет о поставках в 2023 г. седанов на электротяге Evolute I-Pro для таксопарков – партнеров агрегатора. «Моторинвест» 28 сентября запустил крупноузловую сборку этой машины на заводе в технопарке «Рождество» Липецкой области. До конца года на конвейер должны встать кроссовер I-Joy и минивэн I-Van. Производственный план на 2023 г. – 10 000 автомобилей, из них 30–40% будет приходиться на корпоративные продажи.
Таксопарки покупают машины по механизму финансового лизинга на 3–4 года, говорит представитель «ВТБ-лизинга». Этот вид лизинга подразумевает выкуп имущества арендатором по истечении договора по остаточной стоимости. По оценке компании, только в Москве дефицит машин такси сейчас составляет около 10 000 шт.
В России сейчас действует порядка 410 000 легальных разрешений такси (выдается на машину), говорит руководитель центра компетенций Международного евразийского форума «Такси» (МЕФТ) Станислав Швагерус. Еще около 1 млн человек занимаются нелегальным извозом. При учете, что эффективный срок эксплуатации легкового такси составляет 2–3 года, потребность рынка в новых автомобилях составляет не менее 150 000 единиц в год в легальном сегменте, а с нелегалами – в два раза больше, подсчитал Швагерус. Поэтому нынешние 10 000 машин – это «капля в море», резюмирует эксперт.
В Москве средний возраст машины такси сейчас составляет 2,7 года, это самый молодой парк в Европе, а в целом по России показатель находится на уровне 5,4 года, говорит Швагерус. Небольшое старение парка вряд ли заметят пользователи, но эффективность бизнеса таксопарков будет страдать из-за дороговизны ремонта, поясняет он.
Когда «Яндекс» договаривается с автопроизводителями, цена на машину будет ниже рынка, отмечает руководитель Next Taxi Евгений Ермолаев. По его словам, таксопарк должен получить около 1000 машин в рамках этой квоты. Около 200 машин из этого количества будут приходиться на продукцию «АвтоВАЗа». «Автопроизводители, чьи машины мы используем, прекратили поставки. Запчасти и обслуживание подорожало на 40–50%, масло для двигателя – в 3–4 раза», – сетует он. Ермолаев также отмечает, что компания рассматривает возможность обновления парка за счет покупки машин, привезенных физлицами из Китая.