«Спецавтопром» недоволен низким утильсбором на самосвалы

Ассоциация просит правительство повысить его для борьбы с засильем китайской техники
Smartmoney

Ассоциация «Спецавтопром» предложила правительству РФ повысить ставки утилизационного сбора на самосвалы. Соответствующее письмо было направлено вице-премьеру, министру промышленности и торговли Денису Мантурову 8 февраля 2023 г. через главу комитета Госдумы по защите конкуренции Валерия Гартунга (документ есть у «Ведомостей»).

В ассоциацию входит более 80 российских предприятий, выпускающих самоходную, специальную и дорожно-строительную технику, в том числе надстройки (различные типы кузовов) для самосвалов.

В письме ассоциация предлагает Мантурову уравнять размер сбора на автосамосвалы весом 20–50 т и на шасси к ним «для смягчения конкуренции с иностранными производителями». В ответном письме в «Спецавтопром» от 3 марта замминистра промышленности и торговли Альберт Каримов сообщил, что ведомство «готово рассмотреть» предложения ассоциации.

Представитель Минпромторга ответил «Ведомостям», что ведомство вместе с отраслевым сообществом обсуждает данную инициативу. «В случае необходимости будут приняты соответствующие решения», – добавили в Минпромторге.

Утильсбор – разовый платеж на будущую утилизацию техники, который позиционируется как экологический. Он платится за каждое транспортное средство (ТС) из расчета базовой ставки (для автосамосвалов и шасси – 150 000 руб.), умноженной на коэффициент, зависящий от вида техники, массы, возраста и объема двигателя. Его платят все автопроизводители и импортеры. Но отечественные заводы получают из бюджета субсидии, фактически компенсирующие расходы предприятий на уплату этого сбора (формально сбор и субсидии не связаны). С начала 2023 г. ставки сбора были повышены в несколько раз («Ведомости» писали об этом 2 ноября). В письме «Спецавтопрома» Мантурову ставки сбора на самосвалы не указаны. Но гендиректор ассоциации Денис Кудрявцев уточнил «Ведомостям», что за шасси грузового автомобиля он составляет порядка 1 млн руб. за единицу, за готовые самосвалы – порядка 900 000 руб.

Шасси грузовика представляет собой ТС повышенной грузоподъемности в виде основы, на которую затем монтируют различные типы грузовых кузовов: самосвалов, рефрижераторов, лесовозов, цистерн, автовозов и др.

По мнению «Спецавтопрома», разница в утильсборе между шасси и готовым самосвалом «дает значительные преференции иностранным производителям» при ввозе в Россию готовой техники. Кудрявцев добавил, что, например, китайским производителям гораздо выгоднее ввозить готовое ТС, поскольку оно дороже, а ставка утильсбора на него меньше. «Более того, китайские самосвалы дешевые сами по себе из-за субсидий, которые предоставляют в КНР производителям», – отметил Кудрявцев.

Готовые тяжелые автосамосвалы, а также шасси к ним производят компании «Камаз» и «Урал» (в пресс-службах этих компаний не ответили на запросы «Ведомостей»).

Остальные производители, по словам Кудрявцева, производят только надстройки для самосвалов. Отечественных шасси не хватает для удовлетворения потребностей производителей надстроек, а самосвал с отечественной надстройкой на импортном шасси стоит дороже китайского, добавляет он.

По оценкам руководителя проектов SBS Consulting Дмитрия Бабанского, стоимость китайского самосвала составляет в среднем 4–5 млн руб., отечественного – 5–6 млн руб.

Ранее, по словам Кудрявцева, производители приобретали шасси у европейских производителей, ряд из которых локализовали производство в России (например, MAN и Volvo). Но после начала СВО на Украине европейские компании ушли с российского рынка.

По оценкам «Спецавтопрома», рынок новых самосвалов массой 20–50 т составляет порядка 5000 единиц в год. По словам Кудрявцева, это наиболее распространенные типы самосвалов. Для сравнения: рынок автосамосвалов массой 12–20 т, по оценкам ассоциации, составляет всего порядка 200–300 единиц в год. По данным SBS Consulting, за 11 месяцев 2022 г. рынок самосвалов в штуках вырос почти на 40%, при этом доля российских компаний снизилась с 44 до 33%, а доля китайских – выросла с 25 до 58%.

Бабанский отмечает, что в 2022 г. положение российских производителей ухудшилось в связи с «агрессивной экспансией» китайских самосвалов, которые стали основными бенефициарами роста российского рынка. «Сложилась такая ситуация, когда выгоднее импортировать собранный самосвал, чем шасси для него», – добавляет эксперт. По его мнению, это нелогично, поэтому для развития отечественного производства было бы актуально повысить ставку утильсбора на самосвалы, чтобы выравнять их с экосбором с шасси.

Гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров также считает, что сложившаяся разница в ставках утильсбора «может быть недоработкой регулирования». По его мнению, сбор с шасси должен быть ниже. Он также добавил, что ситуация на рынке спецтехники в РФ в этом году будет осложняться не только из-за давления импортеров, но также и на фоне замедления инвестиционной деятельности в строительной и горнодобывающей отраслях.