Что будет с российским бизнесом: сессия ВЭБа в основной день ПМЭФ

«Ведомости» провели прямую трансляцию и собрали главные цитаты
Фотохост-агентство РИА Новости

16 июня в рамках Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ) прошла сессия о будущем российского бизнеса, организованная ВЭБ.РФ.

В дискуссии участвовали глава ВЭБ.РФ Игорь Шувалов, президент группы «Альянс» Муса Бажаев, гендиректор «Трансмашхолдинга» Кирилл Липа, основатель Positive Technologies Юрий Максимов и гендиректор «Металлоинвеста» Назим Эфендиев.

«Ведомости» собрали главное, о чем говорили на сессии.

Модератор дискуссии, телеведущий Владимир Соловьев:

«Мы живем в удивительное время. Все, кого я знаю, – помолодели. Вместе с санкционной собственностью, казалось, срезали годы. Мы живем в уникальное время, когда иллюзии ушли. Это не кризис – это новая реальность. Исходя из привычной мерки – нас уже не должно быть. Значит, что-то мы про себя не знали, про свою власть, про предпринимателей. У нас не экономика, а народное хозяйство. У нас все вертится вокруг терминов. На кладбище инфляция – ноль. Давайте – о развитии. Не надо бояться. Нам говорили, что мы рухнем, а мы растем. Главное – не перекладывать все на искусственный интеллект».

Председатель ВЭБ.РФ Игорь Шувалов:

«Спасибо всем, кто пришел на сессию ВЭБ.РФ. Проходит много сессий, но вряд ли язык доступен всем – говорить о сложном просто. 30 лет Россия строила новую экономику. Мы подошли к февралю 2022 г. со многими сложностями и слабостями. Но события показали: мы построили очень мощную и сильную интегрированную экономику, интегрированную в глобальную торговлю. У нас не было цели отгородиться от Запада. Была построена такая мощь, которая позволила преодолеть санкции.

Мы пережили несколько кризисов, первый из них – в 1998 г. В 2008 г. цены на наши товары упали. Затем 2014 г. Я помню слаженную работу между Минфином, Минэком, предпринимательского сообщества.

2022 г. – никто не переживал такого давления. Безусловно, рассчитывали на коллапс, что граждане и бизнес отвернутся от власти. Ничего этого не произошло. Президент изменил подходы к власти. Понятно, что это партнерские отношения. Владимир Владимирович [Путин] об этом постоянно говорит: «Предприниматели – это созидатели, а не жулики». Кризисные явления остались позади. Нам вместе с партнерами надо двигаться по повестке развития. Все возможности по капиталу есть. У нас большая амбиция по выходу на новые рынки. Мы видим запрос на восстановление экономических отношений.

Русские – очень талантливые люди. Мы очень быстро адаптируемся. Осознавая скорость этой адаптации, нам нужно так настроить повестку технологического суверенитета, чтобы не наладить быстро импортные поставки, наклеивать «Сделано в России». Это наша ответственность для будущей безопасности.

В санкциях нет ничего хорошего. Как юрист должен сказать: это незаконно. Международное право больше не действует. Появится новое международное право, появится новая экономика России. Санкции – это незаконная мера по принуждению нас действовать несуверенно. Сейчас задача – за очень короткий период в 5-10 лет измениться так, как мы менялись за 30 лет».

Гендиректор «Металлоинвеста» Назим Эфендиев:

«Даже в такой консервативной отрасли, как металлургия, поиск и внедрение новых технологий не прекращались. Основные направления инвестиций – совершенствование производства, экологичность, выпуск новых продуктов. В «Металлоинвесте» – чистые предприятия. В 2001 г. на Лебединском ГОКе был построен первый модуль по горяче-брикетированному (ГБД) железу. Самый экологичный способ – прямое восстановление железа. Тебе нужен высокого качества окатыш и природный газ. Мы можем производить «зеленую сталь». Для этого у нас есть все ресурсы. Мы производим горяче-брикетированное железо с меньшим углеродным следом. У нас отличные перспективы по водороду.

До спецоперации у меня стояла очередь из западных металлургических компаний. Сейчас поставки ГБД в Китай увеличиваются. Мы увеличили поставки на российский рынок. Открыт рынок Турции. Если ты – лучший, к тебе придут за товаром. Процесс декарборнизации – необратим. Перспективы металлургии как системообразующей отрасли страны никуда не уходят. Эффект от цифровизации – до 1 млрд руб. в год».

Гендиректор «Трансмашхолдинга» Кирилл Липа:

«Важно иметь свой путь. Наша компания двигалась четко по намеченному плану, который оказался верным даже в этих условиях. Мы с ВЭБом много ездим по традиционным нашим заказчикам. Все метрополитены бывшего Советского Союза, кроме Тбилиси, работают с нами. У нас поменялась логистика. Но все отношения сохранены».

Президент группы «Альянс» Муса Бажаев:

«Мы находимся на площадке ВЭБа, и я тоже хочу небольшой экскурс в историю. В 2009 г. в Киришах нас президент собрал и сказал, что надо делать глубокую модернизацию НПЗ, чтобы мы налоги и акцизы оставляли в России. Мы тогда собрались с ВЭБом, подписали соглашение с испанской компанией Tecnicas Reunidas. Мы подписали соглашение, которое журнал Euromoney признал лучшей финансовой сделкой в Европе. Мы первым сделали реконструкцию НПЗ, вложили $2,5 млрд и получили на востоке страны самый современный технологичный завод.

В позапрошлом году мы подписали с ВТБ и ВЭБом меморандум, который потом перевели в договор. Я был счастлив. Но все пошло не совсем так. Но мы люди, которые прошли 1990-е. Нам вернуться назад даже приятно. Игорь Иванович [Шувалов] меня пожурил, что я отошел от дел. Я вернулся и сам все контролирую, все тендеры провожу. Новые люди, которые пришли с западным образованием, они даже не понимают, где нас хотят обмануть. Мы знаем, где наши деньги находятся.

Игорь Иванович в марте, через две недели после начал спецоперации, мне сказал: «Не надо смотреть на европейцев». Мы хотели построить «Роллс-Ройс». Все предоплачено, ничего не отдают. Но мы всегда за своим приходим. Мы ничего никому не оставим. Возникли новые вызовы, сложности с финансированием. Раньше у нас была возможность привлекать в долларах, евро. Сейчас этого нет. В некоторых случаях переходим на юань. Даст бог, скоро все закончится, и будет только цифровой и нецифровой рубль.

Мы встретились на площадке ВЭБа вместе с [председателем правления ВТБ] Андреем Костиным. Игорь Иванович нам предложил новую форму финансирования, которая предполагает, что правительство, институты развития вместе с крупным бизнесом делают кооперацию. Это очень круто, когда правительство нам помогает заработать деньги, потому что мы потом это вернем в виде налогов».

Председатель ВЭБ.РФ Игорь Шувалов:

«Европейское богатство базировалось на ресурсах из СССР, а затем России. Уверен, что рядовые граждане Европы воспринимают происходящее как правовой беспредел. Они отвергают то, что происходит. Мы построили такую сильную экономику, потому что торговали с Европой».

Основатель Positive Technologies Юрий Максимов:

«Надо замахнуться на большое. Давайте представим, как будет выглядеть транспорт будущего. Без беспилотного транспорта это невозможно. Там есть и искусственный интеллект, и алгоритмы, и кибербезопасность. Как тебя будут атаковать во время войны? Мы сделаем так, чтобы было безопасно. И этот результат имеет ценность. Нам нужно делать продукты, где IT является основополагающей функцией. Если посмотреть систему взаимодействия с горожанином в Сан-Франциско – это 1990-е гг. Нет противопоставления металлургии и цифры. Нужно строить такое партнерство, где архитектура нового мира строится вместе, а внутри есть место конкуренции. Кибербезопасность важна для всех».

Председатель ВЭБ.РФ Игорь Шувалов:

«Самое главное, что мы все вместе, одной командой, представляя разные отрасли экономики. Мы верим в проект Удокан. Медь нужна на мировом рынке. Мы развиваем с ними [«Металлоинвестом»] отношения в рамках Фабрики проектного финансирования. Сегодня большая надежда правительства по развитию машиностроения. ТМХ сейчас консолидируют огромные силы. Мы здесь поддерживаем и через инструменты ВЭБ и РЭЦ продвижение продукции на внешние рынки. Это важно для развития страны. Кибербезопасность – важная тема. Мы поддерживаем с площадки «Сколково» и ВЭБа создание нового холдинга.

Мы стали более энергичными».