Фитнес-студии стали самым быстрорастущим форматом в индустрии

Однако до 30% закрываются в первый год из-за ошибок основателей
Евгений Разумный / Ведомости

На формат фитнес-студий (включая бойцовские клубы, автоматизированные залы у дома и т. п.) средней площадью 100–150 кв. м сейчас приходится 80% новых открытий в фитнес-индустрии в России. Такие данные приводятся в исследовании, которое провело агентство FitnessData совместно с Ассоциацией операторов фитнес-индустрии, платформами для автоматизации работы студий и отраслевым бизнес-сообществом «Фитнес-эксперт». В ходе исследования были использованы данные Федеральной налоговой службы, а также опрошены 395 владельцев фитнес-студий. С этими подсчетами согласны и в отраслевом объединении «Национальное фитнес-сообщество».

К началу ноября 2023 г. в России работало 6400 малых объектов фитнеса (общее число, включая крупные клубы, – около 9000, по оценке «Национального фитнес-сообщества»). И сейчас это самый быстрорастущий сегмент фитнес-рынка в количественном выражении, говорит исследование FitnessData. В год открывается по 450–500 таких объектов, по итогам января – октября 2022 г. уже открылось более 400 студий. По итогам 2023 г. суммарный оборот этого сегмента фитнес-индустрии может достичь 28–29 млрд руб., а доля на рынке фитнес-услуг превысит 14%, подсчитали в аналитической компании. По оценкам Ассоциации операторов фитнес-индустрии, оборот всего российского рынка фитнес-услуг в 2022 г. составил 181 млрд руб. В 2023 г., прогнозирует FitnessData, этот показатель вырастет до 200 млрд руб.

Однако существенная часть малых объектов фитнес-индустрии закрывается в течение первого года работы. Из всех студий, открывшихся за последние 12 месяцев, 19% уже не работают. В январе – декабре 2022 г. таких закрытий было 29%, говорится в исследовании.

«Столь высокая доля закрытий во многом связана с портретом собственников», – говорится в исследовании FitnessData. 59% опрошенных собственников фитнес-студий до этого никогда не занимались бизнесом, зато у 45% из них есть опыт тренерской работы. Мало кто из предпринимателей открывает студию на основе спроса, скорее выбирают направление в поле своих интересов, в чем разбираются, комментирует основатель и генеральный директор агрегатора «Фитмост» Александра Герасимова.

Чаще всего причиной закрытия становится комплекс проблем, связанный с расположением, начиная от выбора помещения и заканчивая отношениями с арендодателем, говорит сооснователь сервиса Mobifitness Владимир Старков. Он напоминает, что неподходящее помещение или вынужденный переезд из-за конфликта с собственником чаще всего ставят крест на таком бизнесе. Дело в то, что большинство основателей фитнес-студий владеют всего одним объектом, тогда как устойчивость такому бизнесу обеспечивает сеть минимум из трех точек. Стартового капитала часто хватает, чтобы открыть одну студию, а показать на ней впечатляющие результаты, чтобы привлечь инвестиции, бывает непросто, согласна Герасимова.

Средний объем инвестиций на открытие фитнес-студии в 2023 г., согласно исследованию FitnessData, 5,3 млн руб. Деньги на открытие студии в основном используют собственные (51%), 19% брали деньги у частного инвестора, 14% – кредит в банке, 10% занимали у семьи и знакомых, 3% сумели получить государственные гранты. Средняя выручка фитнес-студии в России составляет 4,3 млн руб. в год, 76% студий зарабатывают менее 6 млн руб. в год (500 000 руб. выручки в месяц). И лишь 41% студий прибыльны круглый год, в то время как больше трети убыточны летом и имеют прибыль лишь в высокие сезоны (осень, весна), а 11% студий убыточны на протяжении всего года.

Сегодня фитнес-бизнесу необходимо точное определение профиля потенциальных потребителей: оценить готовность потребителей оплачивать различные виды услуг, выявить мотивы и причины, побуждающие посещать фитнес-клубы, а также почему население отказывается от таких занятий, считает президент Национального фитнес-сообщества Елена Силина. Она обращает внимание на еще один важный аспект – конкурентную среду, так как далеко не все владельцы студий перед открытием проводят маркетинговое исследование, чтобы найти и оценить всех конкурентов поблизости и сопоставить свою концепцию проекта со всеми вытекающими экономическими обоснованиями. И в конечном счете для фитнес-студии играет роль логистика: удобно ли клиентам будет добираться различными видами транспорта, есть ли парковка, так как от расположения зависит прибыльность студии, резюмирует она.