Ремонт на Нижегородском НПЗ «Лукойла» может затянуться до лета

Существенного дефицита топлива на рынке не ожидается
Андрей Гордеев / Ведомости

Внеплановый ремонт на нефтеперерабатывающем заводе (НПЗ) «Лукойла» в г. Кстово Нижегородской области продлится еще несколько месяцев. Об этом заявил журналистам 20 февраля глава Минэнерго РФ Николай Шульгинов. По словам министра, столько же займет восстановление Волгоградского НПЗ той же компании.

По словам Шульгинова, из-за инцидентов на нескольких НПЗ переработка нефти в России с начала 2024 г. снизилась примерно на 7%. Он уточнил, что по итогам года заводы должны выйти на показатель, заложенный в прогнозе социально-экономического развития России на 2024 г., в 275 млн т.

Чиновник добавил, что производство бензина пятого экологический класса с начала года снизилось на 1,7–1,8%, а его экспорт – на 32% (абсолютных значений чиновник не привел). Внутренний рынок топлива сбалансирован, заверил Шульгинов.

В январе – феврале 2024 г. на российских НПЗ произошла череда инцидентов, включая пожары и попытки атак объектов ТЭК беспилотниками. Наиболее значимое происшествие – остановка технологической установки на Нижегородском НПЗ «Лукойла» («Лукойл-Нижегороднефтеоргсинтез»). 12 января компания сообщила, что «в связи инцидентом на технологической установке» ее работа временно остановлена, не уточняя деталей. Речь идет об одной из двух установок каталитического крекинга, пояснял Ростехнадзор. По данным ведомства, установка № 1 была остановлена из-за неисправности детали компрессора.

«Лукойл» не называл сроков возобновления работы оборудования, отмечая лишь, что «прикладывает все усилия для скорейшего восстановления нормального производственного режима». Газета «Коммерсантъ» со ссылкой на источники сообщала, что ремонт может завершиться до весны 2024 г. Но, по мнению источника «Ведомостей», знакомого с ситуацией в компании, и собеседника из отрасли нефтепереработки, ремонт на заводе «Лукойла» затянется в лучшем случае до лета.

Всего на Нижегородском НПЗ две установки каталитического крекинга, которые были введены в эксплуатацию в 2010 и 2015 гг. мощностью до 1,4 млн т бензина в год и 1,2 млн т в год. Из строя вышла более старая установка, уточняет один из собеседников «Ведомостей». Из-за проблем с поставками запчастей для американского оборудования, по его оценкам, ремонт может затянуться до второго полугодия 2024 г.

Собеседник «Ведомостей» в одной из компаний, работающих в сфере нефтепереработки, отмечает, что ремонт и отладка подобного оборудования в принципе требует длительного времени. По самой оптимистичной оценке, ремонт на Нижегородском НПЗ завершится к маю, говорит он.

В связи с тем что проблема серьезная, обсуждаются поставки бензина на АЗС «Лукойла» с НПЗ других нефтяных компаний, утверждает один из источников. Дефицит топлива для обеспечения собственных АЗС «Лукойла», по его словам, оценивается в 800 000 т до конца года.

Еще один собеседник, знакомый с ситуацией в компании, говорит, что «Лукойл» уже поставляет на свои АЗС бензин других производителей в рамках прямых контрактов. Ранее компания провела несколько сделок на рынке, значительно расширив свою сбытовую сеть (в 2022 г. купила сети заправок ЕКА и Shell. – «Ведомости»), поэтому резерва по выпуску бензина практически не имела, поясняет он. Реалистичные сроки окончания ремонта установки на Нижегородском НПЗ, по его оценке, – лето 2024 г.

«Ведомости» направили запросы в «Лукойл», другие крупные нефтяные компании, а также в Минэнерго.

Сложности с получением запчастей для Нижегородского НПЗ вызваны санкциями, констатирует старший аналитик «БКС мир инвестиций» Рональд Смит.

По мнению аналитика ФГ «Финам» Николая Дудченко, выходом из сложной ситуации для «Лукойла» может стать параллельный импорт или обратный инжиниринг, т. е. копирование деталей иностранного производителя в России. Именно по такому пути сейчас идет компания – детали закажут на российских предприятиях, подтверждает один из источников «Ведомостей». По мнению аналитиков Neft Research, импортировать необходимое оборудование также можно из Китая, но предприятия КНР из-за санкционных рисков могут оказаться не готовы осуществлять прямую поставку.

Продление сроков ремонта на Нижегородском НПЗ не приведет к дефициту на внутреннем рынке топлива, говорят опрошенные «Ведомостями» эксперты. В январе «Нижегороднефтеоргсинтез», по данным «Петромаркета», произвел 235 000 т бензина. В феврале производство может составить 300 000 т, прогнозирует старший консультант «Петромаркета» Александра Зубачева. Снижение производства бензина на 100 000 т или даже 200 000 т в месяц не вызовет дефицита, поскольку экспорт этого продукта, например, в декабре составил около 750 000 т, а для российских производителей внутренний рынок является приоритетным, говорит она. По словам Дудченко, после сообщений об аварии на НПЗ «Лукойла» уже произошло перенаправление бензина российскими производителями с экспортного рынка на внутренний.

Руководитель направления консалтинга Neft Research Александр Котов, в свою очередь, обращает внимание, что средняя стоимость 1 тонны бензина Аи-92 на бирже СПбМТСБ с 12 по 20 февраля выросла с 46 292 до 47 807 руб. (+3,3%), Аи-95 подорожал с 54 761 до 55 717 руб. (+1,7%), зимнее дизтопливо прибавило в цене 2,3% до 61 391 руб./т.

По оценке руководителя практики по оказанию услуг компаниям нефтегазового сектора​​​ Kept Максима Малкова, биржевые цены держатся на «умеренно высоких уровнях» и их резкого роста сейчас ожидать не стоит. Цены намного ниже пиковых уровней осени прошлого года и остаются приемлемыми для потребителей, соглашается старший аналитик «БКС мир инвестиций» Рональд Смит.

В подготовке статьи участвовала Дарья Савенкова