Госдума обнулила НДС на пригородные железнодорожные перевозки

Госдума 27 марта приняла во втором и третьем чтениях закон, который устанавливает ставку НДС в размере 0% в отношении услуг по перевозке пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении.

Согласно Налоговому кодексу, пригородные железнодорожные перевозки освобождены  от налогообложения НДС. Но при этом перевозчик теряет право на вычет и вынужден включать в свои расходы по пригородным перевозкам суммы НДС, предъявленные ему владельцем инфраструктуры, арендодателями подвижного состава, другими поставщиками и подрядчиками. Как следствие, стоимость перевозки железнодорожным транспортом в пригородном сообщении увеличивается на суммы НДС, предъявленные перевозчику продавцами товаров, работ и услуг, говорится в пояснительной записке к документу.

Закон приостанавливает до 1 января 2017 г. действие нормы, согласно которой пригородные железнодорожные перевозки не подлежат налогообложению. Вместо этого такие перевозки будут облагаться по налоговой ставке 0% с 1 января 2015 г. до 31 декабря 2016 г. включительно, то есть закон имеет обратную силу. Это даст перевозчикам право на соответствующие вычеты. Моментом определения налоговой базы по пригородным перевозкам является последнее число каждого налогового периода.

На этой неделе правительство России предложило передать электрички, находящиеся в собственности ОАО "РЖД", пригородным пассажирским компаниям (ППК), снизить для ППК до 0,01 тарифа РЖД плату за использование инфраструктуры и субсидировать эти услуги РЖД в объеме 33 млрд руб. Правительство заявило, что считает целесообразным установление нулевой ставки НДС на пригородные железнодорожные перевозки без ограничения срока.

По данным Счетной палаты, расходы РЖД от организации пригородных перевозок в 2013 г. составили 35,2 млрд руб. (доходы - 28,4 млрд руб.). В 2012 г.: расходы - 35,8 млрд руб., доходы - 27,4 млрд. При этом плата за пользование инфраструктурой для ППК в 2013 г. выросла на 7%, в 2012 г. - на 6%.