РБК: на замену списанных вагонов придется потратить не менее 1 трлн рублей

К 2030 г. в России будут списаны около 200 000 вагонов на сети РЖД из-за окончания срока службы, сообщил РБК со ссылкой на данные аналитиков «ВТБ лизинга». На их замену операторам придется потратить не менее 1 трлн руб.

По данным гендиректора «INFOLine-аналитики» Михаила Бурмистрова, за этот период будут списаны как минимум 214 000 вагонов. Как отметил источник РБК в одном из операторов, срок службы к 2030 г. истекает у 237 000 вагонов – 18,3% от списочного парка подвижного состава на сети РЖД. Большая их часть приходится на полувагоны (114 000 шт.), цистерны (53 000) и платформы (26 000).

С 2017 г. в России число производимых вагонов регулярно превышает списание старых, обратил внимание директор управления по работе с клиентами железнодорожной отрасли «Газпромбанк лизинга» Андрей Бочаров. Оператором, по его оценке, из-за планов увеличить грузовые перевозки к 2030 г. придется закупить вдвое больше вагонов, чем будет списано, т. е. речь идет о не менее 400 000 шт.

Учитывая динамику цен на новые вагоны (составит не менее 5 млн руб. за шт в I квартале 2024 г.), на обновление парка придется потратить как минимум 1,2 трлн руб. (по 6 млн руб. за вагон), отметил Бурмистров. Расходы по приобретению 400 000 вагонов оцениваются в 2,5 трлн руб.

Как напоминает издание, запрет на использование старых вагонов в России действует с 2016 г. Их период службы составляет от 10 до более 30 лет в зависимости от их типа.

Как писали ранее в мае «Ведомости», выпуск грузового железнодорожного подвижного состава сократился в I квартале 2023 г. на 16% к тому же периоду 2022 г. почти до 13 000 вагонов из-за дефицита комплектующих. Такие данные привела Государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК). Сильнее всего в январе – марте просел выпуск инновационных вагонов (с повышенной нагрузкой 25 т на ось) – он упал на 51% до чуть более 3000 единиц.

Спад выпуска вагонов вкупе с замедлением перевозки грузов по сети РЖД уже приводит к росту арендных ставок на вагоны. К концу 2023 г. они могут вырасти на 18–27% в годовом выражении и достигнуть 1600–2100 руб. за вагон в сутки (в зависимости от вида подвижного состава), следует из обзора ГТЛК.

В 2023 г. в ГТЛК ожидают увеличения объема закупок вагонов на 16% к 2022 г. до 55 000 шт. «Этот спрос будет поддержан ростом грузовой базы и высокими объемами выбытия», – говорится в обзоре.