Экономика
Бесплатный
Екатерина Мереминская
Статья опубликована в № 3963 от 19.11.2015 под заголовком: Инновационная повинность

Закупки инноваций станут обязательными для 54 госкомпаний

На приобретение инновационной продукции должно приходиться не менее 2% их заказа

Список из 54 госкомпаний прилагается к проекту постановления правительства об обязательной закупке инновационной продукции (есть у «Ведомостей»). Среди них – крупнейшие заказчики по закону о закупках госкомпаний (см. график), в том числе «Роснефть», «Газпром», РЖД, предприятия оборонно-промышленного комплекса. Они должны создать и опубликовать список высокотехнологичной и инновационной продукции, закупать ее в том числе у малого и среднего бизнеса и ежегодно отчитываться об этом.

Минэкономразвития разработало проект постановления, подтвердил его представитель, заинтересованные министерства и Агентство стратегических инициатив (АСИ) согласовали без замечаний.

С 2016 г. на инновации должно приходиться не менее 2% закупок, 1% закупок у малого и среднего бизнеса должны быть инновационными. Примерно столько госкомпании уже тратят на закупку инноваций – 1–2%, комментирует представитель Минэкономразвития. Но с 2018 г. доли предложено увеличить до 5 и 2,5% соответственно. Проверять планы закупок инновационной продукции будет Корпорация по развитию малого и среднего бизнеса, поясняет ее представитель. Она же будет составлять отчет, соблюдают ли квоту компании, добавляет представитель Минэкономразвития.

Еще в декабре 2013 г. правительство поручило представителям в советах директоров госкомпаний проголосовать за создание специального механизма закупок инноваций у малого и среднего бизнеса, напоминает директор Союза производителей композитов Сергей Ветохин. Но это окно, если оно и появилось, заколочено, констатирует он, почти никто из госкомпаний не определил, что и в каком количестве они готовы закупать.

Как понять, сколько закупаешь инновационной продукции, если нет определения, жалуется сотрудник одной из госкомпаний. Пока восемь ведомств подготовили стандарты определения инновационной продукции: Минтранс, Минсельхоз, Минкомсвязи, Минобрнауки, Минпромторг, Минздрав, ФМС и МЧС, уточняет представитель Минэкономразвития.

Не все госкомпании знают, какая доля в их закупках приходится на инновации. В «Россетях» (есть в списке) готовы выполнять требования, говорит директор департамента по закупочной деятельности «Россетей» Юрий Зафесов. В структуре закупок РЖД доля инновационной продукции достигла 8,8% еще в 2014 г. и она будет расти, сообщил представитель РЖД. Например, из 660 локомотивов, закупленных в 2014 г., 69 отнесены стандартом РЖД к инновационным. У «Ростелекома» (есть в списке) высокая доля инновационной продукции в закупках, но среди ее поставщиков чрезвычайно мало малого и среднего бизнеса, уточнил представитель «Ростелекома», увеличение его доли потребует дополнительных усилий от компании. «Автодор» (есть в списке) в 2014 г. просмотрел презентации от 27 компаний – производителей инновационной продукции, которые представили 38 различных технологий, 12 технологий решено применять, сообщил представитель «Автодора». Представитель «Газпрома» отказался от комментариев, получить комментарии «Роснефти» не удалось.

Непонятно, как закупать инновации у малого бизнеса, – отдельные торги для него проводятся по специальному списку с кодами продукции, но по ним не видно, инновационная она или нет, комментирует один из заказчиков. Плохо, что к компаниям из разных отраслей установлены одинаковые требования – например, к телекоммуникационным и сырьевым компаниям, говорит председатель рабочей группы АСИ по закупкам у малого бизнеса Сергей Фахретдинов.

В ближайшие несколько лет малый и средний бизнес не сможет обеспечить предложение, считает Фахретдинов: сейчас поставить такое количество инновационной продукции нереально, никто к этому не готов. Государство привыкло нажимать на госкомпании, а не стимулировать, сетует он.