Минфин намерен забрать у Минэкономразвития контроль за госзакупками

Это может изменить направление реформы
Министр финансов Антон Силуанов готов забрать закупки/ Евгений Разумный/ Ведомости

Сделать Минфин ответственным за политику и регулирование госзакупок предложено в проекте постановления правительства (опубликован на regulation.gov.ru). Он подготовлен Минфином по поручению первого вице-премьера Игоря Шувалова по итогам совещания от 9 февраля, говорится в пояснении. Еще один проект постановления предлагает закрепить за подконтрольным Минфину Федеральным казначейством контроль и управление единой информационной системой закупок.

Пока регулятор закупок государства и госкомпаний – это Минэкономразвития, оно же разрабатывает функциональные требования к единой информационной системе (ЕИС). В проектах не говорится о передаче полномочий по закупкам госкомпаний и естественных монополий. Они в 4 раза превышают государственные (см. график). Но Шувалов склонялся к тому, чтобы передать все полномочия по закупкам в Минфин, рассказывал ранее «Ведомостям» один из участников февральского совещания. Было поручено проработать вопрос о передаче Минфину полномочий по регулированию ЕИС, говорил ранее представитель секретариата Шувалова, новые проекты он не комментирует. Документ проходит обсуждение, вопросы к разработчику, отметил представитель Минэкономразвития. Его коллега в Минфине не ответил на запрос «Ведомостей».

Полностью передать закупки в ведение Минфина предложил министр открытого правительства Михаил Абызов в ноябре в письме Шувалову. Это расходы бюджета, а значит, регулировать их должен Минфин и, следуя принципу одного окна, ему же следует отдать регулирование закупок госкомпаний, объяснял Абызов, тогда эффективность контроля и конкуренция на торгах вырастут, а цены, наоборот, снизятся. Минфин сможет отзывать бюджетные обязательства на сэкономленную при закупках сумму, сказано в письме.

Передача полномочий от Минэкономразвития к Минфину началась, когда в 2010 г. ответственным за ведение портала госзакупок назначили казначейство, напоминает директор Института анализа предприятий и рынков Высшей школы экономики (ВШЭ) Андрей Яковлев. Тогда одну большую базу – реестр заявок – вел Минэкономразвития, а реестр контрактов – казначейство и последний реестр администрировался лучше, объясняет он.

Еще одна реформа

Реформировать госзакупки хочет ФАС. В проекте Национального плана развития конкуренции фактически предложено вернуться к прежним правилам – перейти от конкурсов с субъективными критериями к электронному аукциону. Высокие требования к квалификации участника и качеству товара необходимо установить на входе, чтобы к самому аукциону допустить только проверенных исполнителей услуг и поставщиков качественных товаров, объяснял ранее замруководителя ФАС Рачик Петросян.

Минфин выступает за бюджетную экономию и можно ожидать, что министерство пойдет по пути расширения электронных аукционов, на которых в отличие от конкурса главный фактор – цена, замечает федеральный чиновник. Закупочная политика серьезно не изменится, полагает участник рынка закупок, но упор будет сделан на контроль за расходами. Больше внимания будет уделяться планированию и обоснованию закупок, определению начальной цены, приемке купленного и оплаты, ждет один из заказчиков. Но контрактная система состоит из гораздо большего количества элементов: требования к объектам закупки, процедуры, обжалования результатов торгов, замечает заказчик, непонятно, справится ли с этим Минфин и улучшит ли это и без того сложную систему. Работа с казначейством вызывает трепет даже у самых прожженных заказчиков – сложно проводить даже простые операции, жалуется один из заказчиков.

Минфин и Минэкономразвития традиционно сдерживают друг друга, замечает первый проректор ВШЭ Александр Шамрин. Если Минфин не сосредоточится только на расходах, а будет следить за их эффективностью, то перераспределение полномочий не навредит системе, полагает он. Закупки – элемент экономической политики и регулирование должно было бы находиться в Минэкономразвития, признает Яковлев, но существенную роль играет компетентность ведомств, и смена регулятора может пойти на пользу системе. Сейчас золотое правило Минфина «денег нет» балансируется Минэкономразвития, а если регулирование закупок отдать в Минфин, диалог будет идти внутри одного ведомства, замечает директор Центра исследований конкуренции и экономического регулирования РАНХиГС Андрей Шаститко, впрочем, остается ФАС, которая может следить за конкуренцией на торгах.