Инфраструктурный план Трампа не впечатлил инвесторов

Федеральные затраты невелики, как привлечь дополнительные деньги – непонятно
Дороги могут не дождаться обещанных Дональдом Трампом инвестиций/ Reuters

Во время предвыборной кампании Дональд Трамп обещал улучшить транспортную, энергетическую и водную инфраструктуру США, увеличив госрасходы и смягчив регулирование. После его победы инвесторы сразу попытались сыграть на его обещаниях: за восемь торговых сессий портфель акций 10 компаний, которые могут выиграть от увеличения инвестиций в инфраструктуру, опередил по темпам роста индекс S&P 500 почти на 13 п. п.

Но, когда 12 февраля 2018 г. Белый дом наконец представил свой план, инвесторы были разочарованы. И этот же портфель показал результаты хуже рынка.

Инфраструктурный план, который в Белом доме называют планом на $1,5 трлн, не оправдал ожиданий, пишет WSJ: за 10 лет Вашингтон планирует потратить из федерального бюджета всего $200 млрд. Цифра в $1,5 трлн только декларируется, и предполагается, что большую часть этих денег предоставят даже не частные инвесторы, а местные органы власти.

Из $200 млрд половина пойдет на стимулирующие программы, которые призваны привлечь дополнительные средства. Причем сумма этих инвестиций и отказ от использования федеральных денег будут основополагающими критериями. Бюджет профинансирует не более 20% проекта. «Стимулирующие программы переворачивают традиционную схему финансирования с ног на голову, – написали в отчете аналитики S&P Global Ratings. – Традиционно федеральный бюджет дает 80% средств, а штаты и города – остальное». Далеко не у всех местных властей есть возможность выделить существенные суммы на эти программы, у девяти штатов – негативный прогноз кредитного рейтинга, отмечает S&P.

Осложняет ситуацию недавняя налоговая реформа в США. Рост бюджетного дефицита и доходностей облигаций повысит стоимость займов для местных органов власти. А снижение ставки подоходного налога для состоятельных американцев делает облигации муниципалитетов менее привлекательными для главных покупателей этих бондов. Также муниципалитетам будет труднее повышать местные налоги из-за ограничений на вычеты по ним.

Рост бюджетного дефицита из-за налоговой реформы оставляет крайне мало шансов на одобрение инфраструктурного плана Трампа в конгрессе, считает Энди Лаперье из аналитической фирмы Cornerstone Macro.

Еще более серьезная проблема заключается в том, что предлагаемый Белым домом бюджет предполагает сокращение затрат на нынешние федеральные инфраструктурные программы. Пока Вашингтон не увеличит их финансирование – например, дорожного фонда Highway Trust Fund, любые достижения его инфраструктурного плана будут нивелироваться сокращением расходов на другие цели, отмечает WSJ. По прогнозу бюджетного управления конгресса, в ближайшие 10 лет потребуется около $100 млрд, чтобы обеспечить платежеспособность Highway Trust Fund. Столько же Белый дом хочет потратить на стимулирование инфраструктурных инвестиций. Поэтому торговая палата США призвала повысить акцизы на бензин на $0,25/галлон с $0,184, чтобы привлечь средства для наполнения фонда. Акциз не повышался с 1993 г., тогда как автомобили стали более энергоэффективными, а покупательная способность сократилась из-за инфляции, заявил в недавнем обращении президент палаты Томас Донохью; в результате Highway Trust Fund обанкротился в 2016 г., его спасло правительство, которое продолжает его поддерживать за счет трансфертов.