Правительство решило, как поддерживать инвестиции

За основу взят проект Минфина, предусматривающий индивидуальные преференции компаниям
За основу взят проект Минфина, предусматривающий индивидуальные преференции компаниям/ Максим Стулов / Ведомости

Противостояние в правительстве, как именно стимулировать бизнес инвестировать деньги, подходит к концу. На заседании правительства в четверг были одобрены основные положения законопроекта «о защите и поощрении капиталовложений», подготовленного Минфином. Об этом сообщил первый вице-премьер и министр финансов Антон Силуанов (его слова приводит «Интерфакс»). Правительство рассчитывает, что Госдума примет проект в осеннюю сессию, чтобы он вступил в силу с 2020 г.

Весь сентябрь правительство обсуждало два законопроекта – Минфина и конкурирующий с ним проект «о поощрении инвестиционной деятельности», подготовленный вице-премьером Дмитрием Козаком. На заседании во вторник премьер-министр Дмитрий Медведев поручил к четвергу вынести на заседание один из проектов, не уточнив, какой именно. В итоге в четверг был поддержан вариант именно Минфина, следует из слов Силуанова, это подтверждают три федеральных чиновника. Но в течение двух недель он должен быть доработан, добавил Силуанов. Решено доработать проект, включив в него нормы из проекта Козака, говорят три чиновника. «По форме, за основу выбран законопроект Минфина, но после доработки по сути это может измениться», – предупреждает один из них.

Минфин готовил и обсуждал в правительстве законопроект почти весь год, но правительственная комиссия по законопроектной деятельности дважды его отклоняла. Ключевая претензия – индивидуальные льготы, которые обещает Минфин тем, кто готов вложить собственные средства в проекты и заключить соглашение. Такие инвесторы в том числе получат компенсацию за рост ставок таможенных пошлин, снижение тарифов, изменение обязательных требований и т. д. Индивидуальные льготы будут действовать весь срок подписанного соглашения.

Козак также видел в проекте избирательный подход, который грозит нарушением принципов конкуренции, а также «коррупционные риски». И предлагал альтернативу – отсрочить для инвесторов вступление в силу изменений, которые ухудшают условия ведения бизнеса, например рост налогов или тарифов.

Бизнес в основном поддерживал проект Козака, говорили «Ведомостям» сотрудники крупных компаний, участвовавших на встрече чиновников и предпринимателей в правительстве. Претензий к проекту Минфина было несколько: он слишком сложный и его доработка, в том числе подготовка подзаконных актов, займет не меньше года. Также бизнес был против замены проектом стабилизационных оговорок, предусмотренных другими льготными режимами, говорит один из сотрудников крупной компании, это ставит под сомнение смысл существования всех специальных режимов для бизнеса. Исключение – специнвестконтракты, говорит федеральный чиновник. Но проекты с их использованием не настолько крупные, отмечает он.

Есть риск, что будут отменены и гарантии для участников проектов ГЧП, сейчас концедент должен возмещать расходы концессионера в случае изменения законодательства, говорит исполнительный директор «Газпромбанка» Мария Скрябина. При доработке законопроекта нужно гарантировать неухудшение положения участников концессионных проектов и ГЧП, призывает она.