Венесуэла вынуждена продавать нефть с большим дисконтом

Санкции США заставляют ее все больше полагаться на «Роснефть»
Isaac Urrutia / REUTERS

Венесуэла, экономика которой очень сильно зависит от экспорта нефти, из-за санкций США лишилась не только доступа ко многим зарубежным рынкам, но и возможности разбавлять свою тяжелую нефть. Поэтому режим президента Николаса Мадуро вынужден продавать ее по ценам гораздо ниже рыночных. Он также все больше зависит от «Роснефти», пишет Financial Times.

Нефть составляет более 90% венесуэльского экспорта. Прежде почти половину нефти страна поставляла в США, которые были основным источником валютной выручки, поскольку часть экспорта в Китай и Россию идет в счет погашения кредитов. Кроме того, США были основным поставщиком растворителей для разжижения венесуэльской нефти. Но в начале года Вашингтон поддержал председателя национальной ассамблеи Хуана Гуайдо, объявившего себя президентом Венесуэлы, и ввел санкции против нефтяного сектора страны в попытке помочь Гуайдо свергнуть Мадуро. Эти санкции запретили лицам из США покупать нефть у госкомпании Petroleos de Venezuela (PDVSA) и поставлять ей растворители, а также вынудили компании из многих других стран прекратить сотрудничество с Каракасом.

В результате экономического кризиса и санкций нефтедобыча Венесуэлы упала до самого низкого уровня с 1940-х гг. Сейчас она меньше 700 000 баррелей в день, хотя до прихода к власти в 1998 г. Уго Чавеса, предшественника Мадуро, превышала 3 млн баррелей в день. Сокращение добычи отчасти связано с тем, что из-за сокращения экспорта у Венесуэлы не хватает места в хранилищах. «PDVSA закрыла скважины – вот почему добыча сократилась так быстро», – отмечает лидер профсоюза ее работников Иван Фрейтес (цитата по FT).

Из-за дефицита растворителей Венесуэла вынуждена продавать более тяжелую и вязкую нефть местного сорта Merey 16 на $15–17 за баррель дешевле, чем Brent, рассказали FT аналитики, которых газета попросила оценить потери страны. Brent в последние недели торгуется дороже $60 за баррель. Прежде дисконт венесуэльской нефти к Brent был около $7 за баррель. «Сорт Merey приносит меньше денег, чем [разбавленная нефть], но его легче продавать России и таким азиатским странам, как Китай, Индия и Таиланд», – говорилось в недавнем обзоре Economist Intelligence Unit.

В результате Венесуэла теперь зарабатывает на экспорте нефти лишь $250 млн в месяц по сравнению $5,3 млрд в месяц в среднем в 2005–2014 гг., по оценкам Игоря Эрнандеса из бизнес-школы IESA в Каракасе.

Из-за боязни нарушить санкции США многие страны и компании не хотят покупать венесуэльскую нефть и заниматься транспортировкой. Даже китайская госкомпания CNPC объявила о приостановке закупок.

В этих условиях Венесуэла все больше зависит от «Роснефти», которая помогает ей, поставляя ее нефть в Китай и Индию, пишет FT. «Россия не заинтересована в отказе от этого бизнеса, – приводит газета мнение Антеро Альварадо из консалтинговой фирмы Gas Energy Latin America. – Так она хочет вернуть долг, который не может быть погашен иным образом».

В ноябре «Роснефть» отчиталась о том, что к концу III квартала 2019 г. PDVSA снизила долг перед ней до $800 млн. На начало года он составлял $2,3 млрд. Как выяснилось в 2017 г., «Роснефть» предоставила PDVSA $6 млрд в качестве предоплаты, вернуть деньги Каракас должен нефтью. Также под выданный «Роснефтью» кредит заложены 49,9% акций нефтеперерабатывающей компании Citgo, американской «дочки» PDVSA.

«Роснефть» также осталась последним крупным поставщиком бензина в Венесуэлу, писала летом FT со ссылкой на документы, с которыми ей удалось ознакомиться. Rosneft Trading, дочернее предприятие «Роснефти», организовала поставку 1,7 млн баррелей бензина в июне и была в том месяце вообще единственным поставщиком. Один из источников издания назвал эти поставки «чисто коммерческими операциями» по «прежде согласованным контрактам». Неясно, о каких именно контрактах шла речь.

В Вашингтоне следят за деятельностью «Роснефти». В октябре спецпредставитель США по Венесуэле Эллиот Абрамс в интервью FT заявил, что российская компания играет «ключевую роль» в поддержке режима Мадуро. Но, по его словам, Белый дом пока не вводит санкции против «Роснефти», поскольку «думает об этом в контексте глобальных отношений с Россией».

«Роснефть» отрицает обвинения США и утверждает, что ее сотрудничество с PDVSA связано с контрактами, которые были подписаны задолго до американских санкций. Также «Роснефть» указывала, что Вашингтон дает нечестное преимущество американским компаниям, делая для них исключение из санкций и позволяя продолжать работу в Венесуэле. Так, в конце октября правительство США продлило Chevron и нефтесервисным компаниям Halliburton, Schlumberger, Baker Hughes и Weatherford International временную лицензию на работу в Венесуэле до 22 января 2020 г. Совместные предприятия Chevron и PDVSA в стране сейчас добывают около 200 000 баррелей нефти в день.

Действия США критиковал в конце октября главный исполнительный директор «Роснефти» Игорь Сечин, заявивший, что Вашингтон вытесняет ключевых игроков с традиционных рынков не только экономически, но и политическими методами.