ВЦИОМ: Большинство россиян отмечают рост цен на все основные товары и услуги

Три четверти россиян (76%) самостоятельно занимаются покупками и ведением хозяйства: 38% полностью берут эти обязанности на себя и 38% делят их с другими членами семьи, сообщили «Интерфаксу» во ВЦИОМ.

Не утруждают себя подобными хлопотами 23% участников опроса, проведенного 31 января — 1 февраля среди 1600 человек в 132 населенных пунктах в 46 субъектах России.

По оценкам респондентов, за полгода цены на товары и услуги существенно выросли. Прежде всего они говорят о подорожании овощей и фруктов (91%), сахара (90%) и мяса (89%).

Подавляющее большинство опрошенных также отмечают повышение ценников на макаронные изделия, крупы и молочные продукты (по 87%), а 85% сетуют, что сегодня приходится больше отдавать за хлеб (41% говорят о сильном скачке цен и 44% — о небольшом приросте).

О росте коммунальных платежей говорят 75% респондентов (в том числе 45% отмечают существенное повышение), при этом за полгода ситуация практически не изменилась (в сентябре 2014 г. эта доля составляла 77%).

Аналогичная ситуация и с бензином: как осенью прошлого года, так и сегодня его подорожание заметили более половины респондентов (60% и 61%).

По словам 60% респондентов, повысились тарифы и на проезд в общественном транспорте, при этом 24% не заметили подорожания проездных билетов.

Каждый пятый россиянин признается, что в последний месяц ему пришлось перейти к приобретению более дешевых продуктов (20%) или вовсе отказаться от покупки некоторых товаров (23%).

Некоторые россияне начали это делать еще шесть месяцев назад (16% покупать дешевые товары, 18% — отказались от приобретения ряда товаров) или более полугода (22% и 21% соответственно). К прочим «антикризисным» мерам большинству респондентов прибегать еще не приходилось.

Среди наиболее распространенных моделей поведения можно выделить покупку продуктов впрок (39%) и выращивание собственных овощей и фруктов (33%). Около трети ведут поиск более высокоплачиваемой работы или приработка (33%), тратят сбережения на повседневные расходы (30%).

Четверть респондентов берет деньги в долг у знакомых (24%), пятая часть оформляет кредиты в банке (22%). Лишь 13% делают сбережения в валюте и 11% продают ценное имущество или даже личные вещи.