СКР предлагает создать налоговую полицию

За фальсификацию отчетности публичных компаний и за заведомо недостоверную оценку стоимости предприятия можно было бы ввести уголовную ответственность, считают в СКР
в новой России уже существовала Федеральная служба налоговой полиции (ФСНП): ее создали еще в 1992 г. и расформировали в 2003 г./ fotoimedia/ Игорь Табаков

Следственный комитет России (СКР) предлагает создать в России финансовую полицию для случаев, когда расследование налоговых преступлений передается налоговым органам, или же наделить налоговую службу дознавательскими функциями. По словам старшего инспектора главного организационно-инспекторского управления СКР Георгия Смирнова, это предложение оправданно: для расследования налоговых преступлений нужны специфические знания, передает "РИА Новости". По его данным, по результатам налоговых проверок возбуждается лишь 7-8% уголовных дел, а налоговых преступлений выявляется не более 70% от общего количества.

В новой России уже существовала Федеральная служба налоговой полиции (ФСНП): ее создали еще в 1992 г. и расформировали в конце первого президентского срока Владимира Путина - в 2003 г. Последним руководителем ФСНП был Михаил Фрадков, нынешний директор СВР, в начале 2001 г. сменивший на этом посту Вячеслава Солтаганова. ФСНП была расформирована без объяснения причин, а ее сотрудников распределили между МВД и Госнаркоконтролем. При Фрадкове служба успела прославиться памятным многим предпринимателям внутренним приказом №525 (подразумевал воспитательную работу с семьями нерадивых налогоплательщиков) и инструкцией о применении детектора лжи для выявления таковых.

Последняя попытка резкого усиления роли ФСНП во власти при Солтаганове была связана как раз с ее преобразованием в налоговую полицию. В конце 2000 г. ФСНП предложила придать ей статус силового министерства фактически наравне с ФСБ и возложить на нее контроль всех сделок дороже $10 000. За счет нововведений в службе хотели облегчить и жизнь налогоплательщиков, втрое сократив количество проверяющих финансовую отчетность структур и упорядочив проверки.

В нынешнем СКР, помимо возрождения идеи финполиции, предлагают ввести уголовную ответственность за фальсификацию отчетности публичных компаний и за заведомо недостоверную оценку стоимости предприятия при его купле-продаже. По мнению главного инспектора СКР Смирнова, фальсификация отчетности может привести к экономическому кризису в стране, а указание недостоверной стоимости облегчает вывод ликвидных активов и рейдерство.

Смирнов напомнил, что сейчас налоговые органы не наделены функциями дознания и не могут осуществлять оперативно-розыскную деятельность, с помощью которых преступления выявляются. Поэтому он предложил либо наделить налоговиков такими функциями, либо создать отдельную структуру - налоговую полицию, которая будет подчиняться непосредственно президенту.

Налоговые полиции действуют во многих странах бывшего СССР, финансовая полиция - в Казахстане.