Литва национализирует главный банк «Конверс груп» Владимира Антонова

Ставка Владимира Антонова на зарубежный бизнес не сыграла: шведские власти не позволили ему купить Saab, английские – открыть филиал банка Snoras, а теперь Литва национализировала сам банк, один из крупнейших в стране

Snoras

Коммерческий банк. Акционеры: Владимир Антонов – 68,1%, Раймондас Баранаускас – 25,3%. Финансовые показатели (данные банка): активы – 2,4 млрд евро, капитал – 143,3 млн евро, прибыль – 2 млн евро.

Центробанк Литвы в среду приостановил до понедельника операции Snoras, ввел в нем временную администрацию и объявил о решении передать 100% акций банка, пятого по размеру активов в стране, под контроль государства. Финансовое положение Snoras обсуждало правительство Литвы, объясняться пришлось даже президенту страны. Пока держатели карт банка могут снять не более 500 литов в день (145 евро), говорится на его сайте. Снять деньги с депозитов клиенты не могут, признал единственный подошедший к телефону сотрудник Snoras, напомнив, что все они (на 1,76 млрд евро) застрахованы.

Качество активов Snoras оказалось гораздо хуже, чем предполагалось, пришла к выводу инспекция ЦБ, указания регулятора уменьшить риск банк игнорировал или принимал формально, запрашиваемую информацию не предоставлял или фальсифицировал, объяснил «Ведомостям» решение ЦБ его представитель.

На балансе банка числился портфель фиктивных бумаг на 290 млн евро, добавил он: они были размещены в иностранных государствах, но запрос в эти страны показал, что этих бумаг там нет.

Подобные истории случаются в России. Схему с фиктивными бумагами на балансе банка применял вкладчик ранее подконтрольного Антонову Инвестбанка Матвей Урин, рассказывал первый заместитель гендиректора АСВ Валерий Мирошников, и, как выявили проверки Банка России, впоследствии не раз использовал ее для скупки банков. А в 2004 г. запрос ЦБ в США показал, что указанного Межпромбанком депозита в американском банке на очень крупную сумму не существует, и банк не был принят в систему страхования вкладов, рассказывал «Коммерсанту» Геннадий Меликьян, до недавнего времени курировавший надзор в ЦБ.

В кризис Snoras с трудом удавалось показывать мизерную прибыль, отмечали в мае аналитики агентства Fitch, пересмотревшие рейтинг банка до уровня В- (банку может потребоваться внешняя поддержка). Доля плохих активов (списанных кредитов и с 90-дневной просрочкой) на конец 2010 г. составляла 23,3%, а резервов на возможные потери у банка было явно недостаточно. Объем непокрытых резервами плохих активов превышает капитал в 1,35 раза, писали они.

Скорее всего регулятор устал ждать, когда же банк поправит положение с активами и капиталом, резюмирует аналитик Fitch Владимир Маркелов.

«У банка есть ликвидные активы, мы сейчас пытаемся понять, сколько их», – заверил руководитель временной администрации Саймон Фрикли (цитата по Reuters).

Связаться с Антоновым и другим совладельцем Snoras – Раймондасом Баранаускасом «Ведомостям» не удалось. Вчера они распространили заявление, в котором назвали действия властей «демонстративной акцией», вызванной ухудшением финансового положения страны, пообещав «использовать все имеющиеся у нас законные основания для защиты своего бизнеса». Баранаускас в разговоре с Reuters назвал это политическими репрессиями, а другой совладелец – «ограблением».

У Антонова часто не складывались отношения с регуляторами. Конверсбанк и «Конверсбанк-Москва» не были допущены в систему страхования вкладов, а FSA не разрешило Snoras открыть филиал в Лондоне, поскольку он «не смог бы сотрудничать с FSA в открытой и конструктивной манере».

«Филиал Snoras в Латвии и его «дочка» Latvijas Krajbanka пока работают нормально», – рассказал представитель латвийского регулятора.