С 1 января в России заработает система бонус-малус при расчете стоимости ОСАГО

Водителям – виновникам аварии не удастся избежать удорожания полиса ОСАГО – с 1 января в России заработает система бонус-малус
Водители будут платить не только за ремонт авто – подорожает и страховка ОСАГО/ Photoxpress

К сожалению, только через 10 лет после введения ОСАГО удается приступить к реализации принципа «хорошо ездить выгодно», сетует заместитель гендиректора «Ингосстраха» Игорь Ямов. Скидка при покупке нового полиса должна быть заработана безаварийной ездой, а без единой базы данных договоров ОСАГО этот принцип не работает, отмечает он. Хорошая страховая история даст возможность водителям не только экономить на ОСАГО, но и получать более выгодные предложения по каско, продолжает первый заместитель гендиректора «Росгосстраха» Дмитрий Маркаров. Кроме того, считает он, применение надбавок к цене полиса для аварийных водителей позволит страховщикам сбалансировать убыточность ОСАГО.

Российский союз автостраховщиков (РСА) приступил к сбору данных за 2011–2012 гг. у членов союза для формирования страховых историй автомобилистов, сообщил представитель РСА. Информационная система коэффициентов бонус-малус (АИС КБМ) – часть единой информационной системы ОСАГО, она должна быть запущена в эксплуатацию с 1 января 2013 г. С этого момента страховщик при продаже полиса ОСАГО будет обязан внести все сведения о страхователе и его автомобиле в базу и проверить коэффициент бонус-малус. Избежать применения повышенного коэффициента, сменив страховщика (см.врез), больше не получится, уверяет представитель РСА: доступ к единой базе будет у всех страховщиков.

Введение в строй системы АИС ОСАГО – долгожданная мера по усовершенствованию ОСАГО, комментирует директор по страхованию автогражданской ответственности «Альянса» Андрей Антохонов. Доступ к актуальной информации о страховой истории (а с приходом новой системы это весь рынок ОСАГО) – мечта каждого страховщика, говорит Антохонов.

Руководитель управления «Альфастрахования» Денис Макаров отмечает, что запуск системы – процесс сложный и нет уверенности, что с первого дня ее работы все будет идти гладко. Причина как в технической сложности новых процессов для ряда страховщиков, так и в оперативности введения данной информации. Понятно, что 1 января все продавцы ОСАГО, работающие, например, на улице рядом с ГИБДД, не получат доступ к АИС КБМ в онлайне, говорит замгендиректора «РЕСО-гарантии» Игорь Иванов. В режиме реального времени сейчас в России свериться с базой данных в АИС КБМ во многих местах просто невозможно. В связи с этим логично было бы дать страховщику какое-то время для проверки бонус-малус клиента, которому полис ОСАГО был оформлен без предварительной проверки через информсистему РСА. Но мало дать время, нужен и эффективный механизм корректировки полученной премии: взыскать с клиента недоплаченное или, наоборот, вернуть ему ошибочно полученное сверх тарифа, если клиент не знал своего «бонуса» и заплатил больше, чем требуется, отмечает Иванов.