Альфа-банк строит собственную сеть микроофисов

Альфа-банк начал строить собственную сеть микроофисов. В ноябре – декабре он открыл около 100 таких точек – почти половину его полноценной сети отделений
Под Новый год Альфа-банк дал старт новому амбициозному проекту/ М.Стулов/ Ведомости

Микроофисы открываются в регионах — в торговых центрах и магазинах, куда люди приходят за покупками или просто провести время. «Это стойки с двумя сотрудниками, они продают кредиты наличными, а с марта будут предлагать еще и кредитные карты», — описывает член правления Альфа-банка Алексей Коровин. Максимальный кредит, который можно получить в микроофисе, — 100000 руб. за 15 минут, весной лимит вырастет до 250000 руб.

«Подобный формат очень мобильный, операционные издержки невелики, при этом он оптимален для продажи наиболее массовых высокомаржинальных продуктов», — согласен аналитик Газпромбанка Юрий Тулинов.

«Альфа» — не первый банк, который пытается раскинуть сети. ХКФ-банк тоже открывает микроофисы в торговых центрах и магазинах — за прошлый год банк таким образом увеличил свою сеть почти на 5000 точек продаж. «Мы считаем эффективным для своей бизнес-модели формат небольших офисов», — говорит директор департамента ХКФ-банка Александр Антоненко. «Появление офисов легкого формата — эволюция банков, основанная на здравом смысле и экономической целесообразности», — рассуждает старший вице-президент «ВТБ24» Алексей Верхутин. «ВТБ24» с 2012 г. начал «промышленный тираж» офисов на территории предприятий — клиентов по зарплатным проектам, клиенты могут получить там «полный набор услуг», но за счет компактности и небольших инвестиций на открытие такой офис окупается менее чем за два года, поясняет Верхутин.

Исправленная версия. Первоначальный опубликованный вариант можно посмотреть в архиве "Ведомостей" (смарт-версия)

Пока проект работает в пилотном режиме — один микроофис выдает 20-30 кредитов в месяц. План — удвоить этот показатель.

При этом в ближайшее время «легкая сеть» расширится еще примерно на 20000 точек — «Альфа» начнет выдавать нецелевые кредиты в магазинах своих партнеров-ритейлеров, где банк кредитует покупку товаров.

Осенью источники, близкие к банку, рассказывали «Ведомостям», что «Альфа» интересовалась покупкой «Евросети», которая привлекла банк «сетью продаж — более 5000 точек по всей стране, в которых можно было бы продавать кредиты». Представители Альфа-банка эти планы никогда не комментировали.

Оценивать, как «легкая сеть» позволит нарастить портфель «Альфы», «преждевременно», но она привлечет «много новых клиентов», которым банк потом может «предложить другие продукты и наладить долгосрочные отношения», отмечает Коровин. По его словам, затраты на такую сеть в десятки раз ниже, чем на открытие отделения, — всего лишь аренда пары квадратных метров и оборудование рабочего места. Формат микроофисов удобен для привлечения массовых клиентов — человеку никуда не надо специально ехать, он может оформить кредит во время шопинга или, например, по пути на работу, рассказывает Коровин.

Стратегия Альфа-банка до 2015 г. предусматривает рост розничных клиентов с 6 млн до 10 млн человек, розничного портфеля — втрое с $2,8 млрд. За прошлый год доля розницы в портфеле банка выросла с 12 до 16,5% до 155 млрд руб. К концу 2014 г. эта доля должна вырасти до 20%, рассказывал ранее главный управляющий директор Альфа-банка Алексей Марей.