Финансы
Бесплатный
Максим Солнцев

Управленческий учет – это не серая бухгалтерия, а возможность для бизнесмена увидеть целостную картину деятельности компании

Управленческий учет в том или ином виде ведут все предприниматели, но он окружен разнообразными мифами; попробуем понять, есть ли в них доля правды

Управленческий учет в том или ином виде ведут все предприниматели. Кто-то фиксирует все операции в школьных тетрадях, кто-то - в файлах Excel. Более продвинутые внедряют автоматизированные системы управленческого учета.

Автомобилист не может с закрытыми глазами вести автомобиль. Точно так же без управленческого учета бизнесмен не сможет видеть целостной картины деятельности своей компании.

Управленческий учет окружен разнообразными мифами. Попробуем понять, есть ли в них доля правды.

Миф № 1. Управленческий учет – это вторая, серая, бухгалтерия. Многие под управленческим учетом понимают правдивую информацию, а под бухучетом – то, что считают возможным и нужным показать другим. То есть управленческий учет, по сути, используется для прикрытия «забалансовых» дел организации.

На самом деле это неверно. Управленческий учет – это не «вторая бухгалтерия» компании. Это отчетность, которая показывает предпринимателю, насколько эффективным может быть его бизнес, как меняется спрос на товар, сколько его было продано и по какой цене.

Система управленческого учета состоит из множества процедур, которые в процессе деятельности компании могут меняться в зависимости от целей управления. Тем не менее они должны отвечать основным принципам финансового (бухгалтерского) учета:

- непрерывность учета;

- использование единых для планирования и учета единиц измерения;

- сопоставимость;

- полнота ;

- требование приоритета содержания перед формой;

- требование непротиворечивости;

- периодичность;

- оперативность;

- достаточность.

По большому счету управленческий учет отражает реалии жизни компании. Необходимость в нем появляется, как только количество сотрудников превышает два человека. Даже в маленькой компании единственному владельцу нужно знать, сколько денег ему каждый месяц необходимо на расходы, включая реальную зарплату и другие расходы, когда какие-то мелочи проще купить за наличные и не заморачиваться с чеками и оформлением.

Миф № 2. Управленческий учет – особый вид учета, не имеющий ничего общего с финансовым (бухгалтерским) учетом.

В реальности управленческий учет совпадает с бухгалтерским частично – в отношении официальных поступлений и выплат. Но у этих учетов разные задачи, а значит, и разное исполнение.

В бухгалтерском учете и отчетности заинтересованы прежде всего внешние пользователи: налоговые органы, органы статистики, банки. Он опирается на действующее законодательство и нормативные акты.

Цель же управленческого учета – обеспечивать своевременное и точное информирование собственников и, возможно, инвесторов о деятельности компании, служить необходимой основой для прогнозирования, планирования нормирования, анализа и контроля.

Часто какие-то расходы по бухгалтерскому учету просто невозможно бывает провести (например, услуги оказаны сторонней организацией или частным физическим лицом, но по какой-то причине отсутствуют унифицированные первичные документы, а для управленческой отчетности это просто не имеет значения, это все равно необходимая статья расходов). Или могут существовать отличия в методологии. Например, доходы и расходы в управленческом учете отражены с НДС, в то время как по требованию законодательства в бухгалтерском учете эти статьи отражены без косвенных налогов или основные средства в бухгалтерском учете стоимостью до 40 000 руб. единовременно относятся на расходы, а в целях управленческого учета могут амортизироваться и т.п.

Тем не менее первичная информация для управленческой отчетности формируется на основе данных бухгалтерского учета и без достоверной бухгалтерской отчетности невозможно корректно построить управленческий учет.

Не стоит забывать, что управленческий учет – это внутреннее дело каждого предприятия. Он позволяет получить отчетные данные в интересующих управленцев разрезах: по центрам ответственности, по регионам присутствия обособленных подразделений, по местам возникновения затрат. Отчетность должна позволять собственникам или директорам быстро принимать необходимые эффективные решения, оперативно реагировать на поступающую информацию, а данные, которыми они пользуются, не должны вводить их в заблуждение.

Миф № 3. Постановка, внедрение и ведение управленческого учета – очень сложная и дорогостоящая процедура, требующая использования специальных программных продуктов и большого штата узкопрофильных специалистов.

На малых предприятиях внедрять управленческий учет несложно. Его можно вести просто в таблицах Excel силами одного сотрудника. Главное – чтобы он был понятен всем собственникам. Как правило, это таблица доходов и расходов – когда получено или уплачено, сколько, на какие цели. И все статьи группируются, чтобы заинтересованные лица могли посмотреть и понять бизнес – какие периоды наиболее доходные или расходные, на какие цели тратятся деньги.

Для внедрения управленческого учета в компании необходима жесткая финансовая дисциплина. Каждый собственник или руководитель должен сообщать о каждой трате, все данные должны собираться в едином центре в режиме, максимально приближенном к реальному времени. Только тогда управленческая отчетность будет отражать реальное положение дел в компании.

Когда бизнес перерастает определенные рамки, целесообразно внедрить систему управленческого учета, но дело это недешевое. По некоторым данным, автоматизированные системы управленческого учета используют всего лишь около 10% предприятий. Но в любом случае у предпринимателей всегда есть выбор – внедрять эти системы в своих компаниях или использовать более простые методы подсчетов, чтобы регулярно получать ответы на вопрос о том, как сделать свой бизнес эффективным.

Автор – председатель правления СДМ-банка

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать