На Кипре ищут способы вывода денег с острова

Кипрская полиция ужесточает пограничный контроль, российские бизнесмены думают над схемами вывода денег, предприимчивые киприоты готовы помочь за откат в 20%
Y.Karahalis/ REUTERS

Жесткие ограничения на движение капитала, которые ввел Кипр, заставляют некоторых искать способы обойти их. Кипрская полиция ужесточает пограничный контроль, российские бизнесмены думают над схемами вывода денег, предприимчивые киприоты готовы помочь за откат в 20%, в прессе появляются разоблачительные статьи.

В последнее время как минимум три человека пытались покинуть остров, вывезя на теле более 200 000 евро, сообщает Financial Times со ссылкой на официальные источники. Все эти лица были задержаны, их допрашивают, деньги конфискованы. Полиция также ужесточила меры безопасности в порту Лимассола, чтобы не допустить вывоза наличных морем.

С прошлого четверга, когда на Кипре после почти двухнедельного перерыва открылись банки, физлица имеют право вывозить из страны не более 1000 евро в день, а снимать со счетов – в пределах 300 евро в день. Лимит для зарубежных платежей по банковским картам установлен на уровне 5000 евро в месяц, а операции местных компаний не должны превышать 5000 евро в день. Согласно плану, который неделю назад был согласован между правительством Кипра и тройкой международных кредиторов, в двух крупнейших (и самых проблемных) банках страны, Bank of Cyprus и Cyprus Popular Bank (работает под брендом Laiki Bank), будет проведена реструктуризация. В Bank of Cyprus будут сохранены все застрахованные вклады на сумму до 100 000 евро, в него же переведут такие вклады из Laiki. По более крупным суммам в Bank of Cyprus, как пояснил в конце прошлой недели ЦБ Кипра, 37,5% будет конвертировано в голосующие акции банка с правом на дивиденды, 22,5% – “временно заморожены”, а затем “полностью или частично” конвертированы в акции банка либо возвращены вкладчикам. Остальные 40% также будут временно «заморожены для поддержания ликвидности», но на эти суммы будут начисляться проценты по действовавшей ставке депозита плюс 10 базисных пунктов.

Что касается Laiki, то он будет ликвидирован, а депозиты на сумму более 100 000 евро из него поместят в “плохой” банк. Крупные вкладчики могут потерять около 80% сбережений, а оздоровление банка займет шесть-семь лет, сказал на прошлой неделе министр финансов Михалис.

Для вывода с Кипра «зависших» средств появляются более сложные схемы, чем просто вывоз наличных, пишет FT. Российский бизнесмен Сергей Тюленев рассказал газете, что в четверг ему позвонили киприоты (что это за люди, он не сказал) и предложили помощь в выводе более 1 млн евро из Laiki. По их словам, они могли перевести сумму в относительно стабильный Hellenic Bank, который не затронет реструктуризация, но за это требовали аванс в 200 000 евро. “Я отказался”, – говорит Тюленев.

FT отмечает, что ее корреспонденты пока не видели каких-либо официальных отчетов о незаконных транзакциях с замороженными деньгами в кипрских банках. Добровольные помощники Тюленева могли пытаться просто обмануть его, так как неизвестно, есть ли у них возможность перевести деньги, указывает FT; а если такая возможность и есть, их могли поймать финансовые регуляторы.

Между тем россияне и киприоты начали искать способы вывести деньги сразу же, как стало известно о планах властей использовать деньги вкладчиков, чтобы привлечь средства на борьбу с кризисом и добиться предоставления внешней финансовой помощи, рассказали «Ведомостям» несколько российских банкиров. Один из них поделился, что предприимчивые киприоты предлагали клиентам выписать им доверенность на счет в Bank of Cyprus, то есть фактически подарить деньги, а взамен клиент должен был получить счет в банке в другой юрисдикции, чаще на Британских Виргинских островах, с дисконтом в 10-20%. Однако после того, как власти Кипра отказались от введения 10%-ного налога на крупные депозиты, пришлось думать над новыми способами вывода денег с острова, сказал банкир.

В Брюсселе также обеспокоены тем, что деньги в период закрытия банков могли выводить люди, связанные с кипрскими политиками. “В последнее время с Кипра был какой-то подозрительный отток капитала, – сказал FT до открытия кипрских банков высокопоставленный европейский чиновник, участвовавший в переговорах с властями острова. – Уверен, что это «друзья» – ну, вы понимаете, – и друзья эти не только русские».

В выходные кипрская газета «Харавги», орган оппозиционной коммунистической партии, написала, что компания, принадлежащая родственникам президента Кипра Никоса Анастасиадиса, перевела из Laiki 21 млн за несколько дней до 16 марта, когда Кипр предварительно договорился с Еврогруппой о введении налога на депозиты. По данным «Харавги», компания потребовала досрочной оплаты пяти векселей Laiki и перевела полученные деньги в Лондон 12 и 13 марта, передает bfm.ru.

«Это попытка отвлечь внимание общественности от финансовой деятельности тех лиц, которые привели страну к состоянию банкротства», — заявил в ответ на обвинение Анастасиадис (именно в период работы правительства коммунистов у Кипра сильно вырос бюджетный дефицит и начался кризис в финансовом секторе). Анастасиадис также подчеркнул, что 2 апреля, когда в стране будет создан комитет по расследованию, он попросит ее членов тщательно разобраться в этой ситуации.